В современных условиях некоммерческие организации вместе с государством оказывают большую поддержку нуждающимся. Социально ориентированные НКО помогают в решении многих проблем.
Меры поддержки включают налоговые льготы, льготное предоставление помещений, преференции по заключению контрактов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы тесно сотрудничает с социально ориентированными некоммерческими организациями и добровольческими движениями, чтобы совместными усилиями оказать адресную поддержку каждому нуждающемуся человеку, проживающему в одном из крупнейших мегаполисов мира - в Москве.
Программа «Москва – добрый город» - комплекс проектов Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, которые направлены на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) и развитие социального волонтерства. Данная программа способствует развитию проектов более 250 СО НКО, направленных на помощь людям с инвалидностью, старшему поколению, детям-сиротам, многодетным семьям, горожанам, находящимся на лечении в медучреждениях или нуждающимся в долговременном уходе, бездомным и оказавшимся в кризисной или трудной жизненной ситуации.
С 2019 года Москва проводит грантовый конкурс для СО НКО в социальной сфере. Актуальная информация о сроках и условиях проведения публикуется на официальном сайте конкурса грантов «Москва — добрый город»: https://dobrayamoskva.ru/
Конкурс грантов «Москва — добрый город» — это возможность для социально ориентированных НКО получить финансовую поддержку для реализации и развития своих проектов, направленных на помощь людям с инвалидностью, старшему поколению, детям-сиротам, многодетным семьям, горожанам, находящимся на лечении в медучреждениях или нуждающимся в долговременном уходе, бездомным и оказавшимся в кризисной и трудной жизненной ситуации, и на продвижение системного волонтерства в социальной сфере.
За пять лет отраслевого конкурса грантов «Москва – добрый город» (2019 - 2023 гг.) между НКО на реализацию проектов в социальной сфере распределено 2,0 млрд рублей. Победителями в четырех конкурсах стали свыше 548 некоммерческих организаций. Более 110 тысяч москвичей получили адресную помощь.
Конкурс грантов «Москва — добрый город» 2024
Конкурс грантов «Москва — добрый город» 2023
Конкурс грантов в поддержку участников СВО и их семей (2023)
Минэкономразвития России ведет реестр СО НКО, которым могут быть предоставлены дополнительные меры поддержки, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2021 г. №1290 «О реестре социально ориентированных некоммерческих организаций».
Актуализированный реестр доступен на официальном сайте Минэкономразвития России. Сведения актуальны на дату, указанную на сайте. Обновление реестра осуществляется по мере внесения изменений уполномоченными органами и организациями в указанный реестр, но не чаще одного раза в сутки.
НКО является социально ориентированной, если:
- создана в одной из форм, предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями).
- в учредительных документах (уставе) НКО указаны один или несколько видов деятельности в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях».
Никаких иных документов (в том числе факт нахождения НКО в реестре СО НКО), подтверждающих статус НКО как социально ориентированной, законом не предусмотрено.
На портале Минэкономразвития России опубликованы подробные разъяснения законодательства о признании НКО социально ориентированными, познакомиться можно по ссылке
Подробнее о том, как организациям попасть в реестр СО НКО, можно познакомиться на портале Минэкономразвития России
Кроме этого, в разделе «Библиотека» опубликованы материалы о лучших практиках субъектов РФ в части обеспечения доступа негосударственных поставщиков на рынок услуг, а также иные информационные и методические материалы, которые могут быть полезны в работе.
Некоммерческие организации могут получать следующие налоговые льготы и освобождения:
- право не облагать налогом на прибыль (при применении упрощенной системы налогообложения – налогом, взимаемым при применении УСН) целевые поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса РФ. Это право обусловлено многочисленными оговорками и дополнительными требованиями;
- при продаже товаров, работ, услуг, относящихся к социальной сфере, пользоваться льготами по налогу на добавленную стоимость (согласно главе 21 НК РФ);
- право не удерживать налог на доходы физических лиц при осуществлении некоторых выплат, связанных с благотворительной деятельностью.
Льготы по налогу на прибыль некоммерческих объединений
Налогом на прибыль не облагаются:
- целевые, вступительные, страховые, членские взносы учредителей (участников, членов) некоммерческих организаций;
- пожертвования;
- доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров;
- отчисления на формирование в установленном порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами;
- наследуемое некоммерческими организациями имущество;
- финансовые перечисления из бюджетов всех уровней на определенные цели, указанные в уставе некоммерческой структуры;
- средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности.
Льготы по НДС для НКО
НДС не облагаются операции по реализации, передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд на территории РФ:
- услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации общеобразовательных, профессиональных образовательных программ как основных, так и дополнительных, программ профессиональной подготовки, в соответствии с лицензией, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии;
- отдельных медицинских товаров и услуг;
- услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов;
- социальных услуг разным слоям населения, указанных в НК РФ;
- работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия;
- услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства;
- предметов религиозного назначения и религиозной литературы по перечню, утв. Правительством РФ, производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями) и организациями, единственными учредителями (участниками) которых являются религиозные организации (объединения), в рамках религиозной деятельности, а также организация и проведение такими организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;
- товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых:
- общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
- организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;
- учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
- услуг, оказываемых коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности;
- иных товаров и услуг в соответствии с действующим законом.
Отдельно следует отметить, что от уплаты НДС освобождаются организации, если их выручка от товаров (работ, услуг) без учета налога не превышает два миллиона рублей.
Льготы по налогу на имущество некоммерческих организаций
От налога на имущество освобождены:
- религиозные объединения. Данная льгота действует в том случае, если имущество используется в религиозной деятельности;
- общероссийские общественные организации инвалидов. Условия предоставления льготы – те же, что и по освобождению от НДС;
- созданные общественными организациями инвалидов учреждения. Для получения льготы такая структура должна иметь статус общероссийской.
Имущество, освобождаемое от налога, должно использоваться для достижения культурных, физкультурно-спортивных, информационных, лечебно-оздоровительных, социальных, научных и иных целей. Условия освобождения от налога на имущество – те же, что и для льготы по НДС. Уставный капитал должен состоять исключительно из взносов общественных объединений инвалидов. В штате организации должно быть не менее 50 % работников, имеющих инвалидность. Их заработная плата должна составлять не менее 25 % фонда оплаты труда.
НПА, регламентирующие оказание услуги:
Налоговый кодекс РФ
Более подробная информация о получении налоговых льгот на сайте ФНС России:
Неналоговые преференции
В Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения в части увеличения обязательной доли закупок у СМП (субъекты малого и среднего предпринимательства), СОНКО (социально ориентированных некоммерческих организаций) и изменения сроков оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно внесенным поправкам заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок (до внесения изменений объем таких закупок должен был составлять не менее 15%).
Сроки оплаты сокращены по всем контрактам. Если закупка объявлена с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно, срок составляет:
- не более 10 рабочих дней - при закупке у СМП и СОНКО;
- не более 15 рабочих дней - при других закупках.
С 1 января 2023 года предельные сроки такие:
- не более 7 рабочих дней - при закупке у СМП и СОНКО;
- не более 10 рабочих дней - при остальных закупках.
Срок отсчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке.
С 1 января 2015 г. правовые основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, а также права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.
Поставщиками социальных услуг, в соответствии со ст. 3 Закона № 442-ФЗ, выступают юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
В соответствии со ст. 5 Закона № 442-ФЗ негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально-ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, входят в систему социального обслуживания.
Получателем социальных услуг, в соответствии со ст. 3 Закона № 442-ФЗ, является гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме (ст. 19 Закона № 442-ФЗ).
Правила организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, утверждены Приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 г. № 940н.
Ведомство, предоставляющее услугу:
Департамент социальной защиты населения города Москвы.
Для того чтобы войти в реестр организации необходимо осуществлять виды деятельности по социальному обслуживанию, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
Включение в реестр осуществляется на добровольной основе.
Порядок формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг города Москвы регулируется приказом Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 17 мая 2018 г. № 589 «О формировании и ведении Реестра поставщиков социальных услуг города Москвы»: https://dszn.ru/documents/80.
Поставщику социальных услуг отказывается во включении в Реестр по следующим основаниям:
1) представленные документы напечатаны (написаны) нечетко и неразборчиво, имеют подчистки, приписки, наличие зачеркнутых слов, нерасшифрованных сокращений, исправлений, за исключением исправлений, скрепленных печатью и заверенных подписью уполномоченного лица;
2) представленные документы не содержат все установленные для них реквизиты: наименование и адрес организации, выдавшей документ, подпись уполномоченного лица, печать организации, выдавшей документ, дату выдачи документа, номер и серию (если есть) документа, срок действия документа;
3) представленные документы имеют серьезные повреждения, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;
4) представленные документы не заверены в установленном порядке (при направлении документов по почте);
5) документы поданы лицом, не имеющим полномочий на представительство заявителя;
6) предоставлены не все необходимые документы, предусмотренные пунктом 7 Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг;
7) представленные документы не подтверждают осуществление поставщиком социальных услуг видов деятельности по социальному обслуживанию, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
С момента включения поставщика социальных услуг реестр на него возлагается ответственность за достоверность и актуальность информации, содержащейся в этом реестре. Поставщики социальных услуг, включенные в Реестр, обязаны представлять информацию об изменении сведений в течение 15 рабочих дней со дня таких изменений.
Реестр поставщиков социальных услуг содержит следующую информацию:
1) регистрационный номер учетной записи;
2) полное и (если имеется) сокращенное наименование поставщика социальных услуг;
3) дата государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, являющихся поставщиками социальных услуг;
4) организационно-правовая форма поставщика социальных услуг (для юридических лиц);
5) адрес (место нахождения, место предоставления социальных услуг), контактный телефон, адрес электронной почты поставщика социальных услуг;
6) фамилия, имя, отчество руководителя поставщика социальных услуг;
7) информация о лицензиях, имеющихся у поставщика социальных услуг (при необходимости);
8) сведения о формах социального обслуживания;
9) перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
10) тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг;
11) информация об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания;
12) информация об условиях предоставления социальных услуг;
13) информация о результатах проведенных проверок;
14) информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет;
15) иная информация, определенная Правительством Российской Федерации.
Нормативно-правовые акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Приказ Минтруда России от 25.07.2014 N 484н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг»
Приказ Минтруда России от 24 ноября 2014 года N 940н «Об утверждении Правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений»
Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 17 мая 2018 г. № 589 «О формировании и ведении Реестра поставщиков социальных услуг города Москвы»
Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26 августа 2015 г. № 739 «Об утверждении стандартов социальных услуг»
В 2020 году состоялся конкурс по отбору 50 социально ориентированных НКО, оказывающих услуги в социальной сфере, для передачи им городских помещений, чтобы они могли более качественно содействовать решению социальных задач города.
Победители получили 50 помещений общей площадью 11 тыс. кв. метров в безвозмездное пользование на три года.
В 20 помещениях открыты мастерские для работы с людьми с ментальной инвалидностью и инвалидами с множественными ОВЗ, где москвичи формируют трудовые умения по лепке, живописи, швейному, гончарному и столярному делу, валянию, ковроткачеству, мозаики, изготовлению свечей. Некоторые мастерские обеспечивают людей с особенностями здоровья трудовой занятостью в типографии, ремесленных и творческих пространствах. В инклюзивных мастерских благополучатели занимаются не только творчеством, но и социализируются и проходят реабилитацию под присмотром специалистов НКО. НКО помогают людям различных категорий в профориентации, сопровождаемом трудоустройстве, социализации и интеграции в общество участвуют в проекте «Социальный маркетплейс «Москва – добрый город» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
В 30 помещениях жители Москвы, нуждающиеся в заботе и поддержке, получают самые разные социальные услуги: дети с ОВЗ посещают коррекционно-развивающие занятия; дети и молодые люди с инвалидностью получают консультации узких специалистов: эрготерапевта, логопеда, физических терапевтов; семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, получают ресурсную поддержку; люди пенсионного возраста учатся основам добровольчества и оказывают помощь подопечным, а также сами получают поддержку, в которой нуждаются.
Узнать, какие НКО получили помещения от города в рамках отбора и какие услуги там предоставляют, можно на онлайн-карте «Социальный навигатор» в категории «НКО в помещениях «Москва — добрый город»: https://nav.dszn.ru/#map/category/134.
Весной 2023 года проведен специальный конкурс на получение грантов для столичных СО НКО, реализующих программы помощи участникам специальной военной операции (СВО) и членам их семей. Общий объем финансовой поддержки составил 90 млн рублей.
Участие в конкурсе приняли 154 СО НКО, победителями конкурса стали 42 организации. Помощь направлена на индивидуальное сопровождение участников СВО, их реабилитацию, организацию программ «передышки» для родственников, сбор гуманитарной помощи и юридические консультации.
Особенностью конкурса является предоставление НКО возможности пользоваться инфраструктурой Единого центра поддержки на Береговом проезде. В распоряжении НКО передан специальный коворкинг, а также помещения для проведения индивидуальных консультаций и групповых мероприятий.
Партнерство города и московских СО НКО позволит сформировать в Едином центре профессиональное сообщество СО НКО и создать эффективную модель оказания адресной помощи участникам СВО и их семьям.
На сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы работает специальный сервис — Социальный навигатор: https://nav.dszn.ru/.
На интерактивной онлайн-карте москвичи могут найти ближайшую организацию, где можно получить необходимую социальную услугу: поиск работы и бесплатное обучение, психологическая и юридическая помощь, служба медиации и помощь бездомным, подростковые клубы и многое другое. На карте «Социального навигатора» отображены также все социальные услуги и сервисы НКО, которые получили гранты или помещения в безвозмездное пользование от Правительства Москвы.
На карте представлена 251 бесплатная социальная услуга, все услуги для удобства разделены по 27 категориям. Это и городские организации, а также свыше 250 СО НКО и проектов.
Департамент оказывает информационную поддержку социально ориентированным НКО, чтобы как можно больше людей узнали, где и как можно получить помощь.
В 2021 году в Москве создан первый в России государственный агрегатор онлайн-магазинов НКО - Социальный маркетплейс “Москва - добрый город”: https://dobrayamoskva.ru/stores/.
Основной целью проекта стала поддержка деятельности СО НКО по оказанию помощи людям с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья, людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Создана современная удобная интернет-площадка по продвижению изделий, сделанных руками подопечных СО НКО.
Сегодня на маркетплейсе представлен каталог из более чем 500 наименований изделий, это изделия из дерева, керамики, текстиля и других материалов, выполненные в самых разных техниках под руководством педагогов, дизайнеров и художников. В настоящее время с проектом «Социальный маркетплейс» сотрудничают более 45 мастерских столичных СО НКО. В мастерских около 1000 жителей столицы с ограниченными возможностями здоровья проходят социальную реабилитацию, получая возможность самореализоваться, выражать себя через творчество, быть востребованными обществом, зарабатывать своим трудом, общаться, находить друзей.
За полтора года подопечные мастерских произвели творческим трудом в инклюзивных и социальных мастерских более 30 тысяч добрых подарков. Это изделия из дерева, керамики, текстиля и других материалов, выполненные в самых разных техниках под руководством педагогов, дизайнеров и художников. Каждый житель столицы может поддержать работу особых мастеров, купив изделия на сайте социального маркетплейса или принять участие в мастер-классах в мастерских.
Москва поддерживает и развивает идею системного социального волонтерства в государственных учреждениях города — социальных домах, геронтологических центрах, центрах содействия семейному воспитанию, детских больницах и других.
Программа направлена на консолидацию усилий и обучение волонтеров и некоммерческих организаций.
Создано устойчивое сообщество с 36 партнерскими СО НКО с практическими площадками для волонтеров в социальных учреждениях.
Маршрут возможностей участников чемпионата «Абилимпикс»
С 2022 года реализуется программа «Маршрут возможностей участников чемпионата «Абилимпикс», которая направлена на повышение человеческого потенциала, и позволяет выстроить карьерную траекторию, найти работу и быть востребованным специалистом. В Программе приняли участие 309 студентов средних профессиональных учебных заведений г. Москвы с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
Для эффективной работы на всех этапах Программы был создан волонтерский корпус, который реализовывал сопровождение участников Программы в качестве волонтеров-кураторов. Для участников Программы, волонтерами было создано комьюнити сообщество, которое поспособствовало освоению навыков современного человека, необходимых для адаптации в обществе и трудоустройства в будущем. За 2 года реализации 42 волонтёра приняло участие в Программе.
Практико-ориентированный курс «Эффективное партнерство» стартовал в 2021 году для повышения квалификации сотрудников Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы и подведомственных учреждений. Участники обучения глубоко погружаются во внутреннюю жизнь социально ориентированных НКО, совместно разрабатывают социальные инициативы, проекты и мероприятия.
На постоянной основе организуется обучение: тематические встречи, стажировки на базе НКО, круглые столы с представителями НКО. Такой обмен опытом позволяет создавать в городе сплоченные команды профессионалов, которые готовы прийти на помощь каждому человеку.
За 3 года реализации проекта обучение прошли более 150 сотрудников Департамента и 65 учреждений.
Для развития и поддержки сотрудников СО НКО с 2020 года открыта «Академия НКО» - пространство для выстраивания эффективных связей, обучения, развития и общения.;
Обучающие курсы, вебинары, экспертные встречи, практикумы направлены на развитие профессиональных и личностных компетенций, на повышение качества управления деятельностью, ресурсности и потенциала СО НКО для реализации социально-значимой деятельности.
Ежегодно для сотрудников СО НКО реализуется практический курс «От идеи к качеству жизни» для передачи практического опыта по разработке проектов для решения актуальных проблем социальной сферы города Москвы и рекомендаций по оформлению заявок для участия в профильном конкурсе грантов «Москва - добрый город».
За всё время обучение по программам прошли более 4500 сотрудников.