Фотогалерея
ЭМО-мессенджер, цифровые технологии помощи, видеосказки для малышей: итоги Форума социальных инноваций регионов
13 сентября 2021 года
За три дня работы форума в Гостином дворе прошло 39 открытых дискуссий, 6 открытых лекций и 2 пленарных заседания с участием экспертов мирового уровня из 12 стран: России, США, Израиля, Сербии, Японии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Германии, Дании, Италии и Франции. Москва представила на интерактивной выставке современные технологии и инновации, которые сегодня используются в работе социальной сферы. Рассказываем о самых ярких моментах форума.
Программа форума была построена вокруг 8 основных направлений: здоровье, образование, карьера, долголетие, высокие технологии, счастье, социальная поддержка и будущее.
В деловой части форума эксперты обсуждали вызовы новой реальности и практики для решения глобальных проблем. Поднимали темы формирования привычек здорового и счастливого образа жизни, новых технологий в образовании, трудоустройстве и возможностей цифрового развития.
Все три дня мероприятия работала Выставка инновационных социальных проектов. Здесь гости могли познакомиться с новыми возможностями образования, в том числе для людей старшего возраста, поговорить с карьерными менеджерами, пройти психологические экспресс-консультации, поучаствовать в творческих и спортивных мастер-классах.
Евгений Стружак, руководитель столичного Департамента труда и соцзащиты, рассказал, что сегодня в Москве большое внимание уделяется проактивной и адресной социальной политике. Цифровые технологии и информационные системы, которые внедряются в социальную отрасль столицы, помогают городским службам работать на опережение: через анализ разных сведений выявлять жителей города из группы риска и своевременно их поддерживать.
«Сегодня многие социальные услуги в Москве оказываются в электронном виде. Человек, не выходя из дома, может оформить разные виды поддержки через портал mos.ru. Сегодня там размещено 380 услуг. Только по линии соцзащиты ежегодного обрабатывается более 1 миллиона обращений. Цифровизация социальной отрасли дает мощные возможности для оказания помощи тем, кто в ней нуждается, это неизбежный и необходимый тренд. И год пандемии коронавируса это ярко показал. При этом в соцсфере остаются отдельные направления, в которых осознанно сохраняется очное взаимодействие с человеком – лицом к лицу. Например, это социальное обслуживание или опека и попечительство, трудоустройство и так далее», – отметил Стружак.
Особенности здоровья, образование и мотивация – карьерный консультант должен учесть все
За три дня форума эксперты службы занятости на стенде «Моя работа & Моя карьера» провели более 1500 консультаций с гостями и участниками форума по вопросам трудоустройства, профориентации и переобучения, рассказали о тренингах и действующих специальных программах.
В финальный день Ирина Швец, директор центра «Моя карьера», и первый заместитель директора центра «Моя работа» Мария Устинова рассказали о специальных технологиях поиска работы для людей с особенностями здоровья. На встрече с руководителями региональных служб занятости и профильных госструктур Ирина Швец отметила: «В основе помощи соискателям с особенностями здоровья – адресный подход к ситуации каждого человека. Мы изучаем проблемы, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью при поиске работы, и разрабатываем специальные программы для каждой возрастной категории, учитываем особенности здоровья, уровень образования и мотивации. Центр активно взаимодействует с работодателями, регулярно проводит открытые отборы для специалистов с инвалидностью. Мы также сотрудничаем с НКО для обеспечения занятостью людей, не готовых к самостоятельному выходу на рынок труда. Это большая и очень важная работа».
Центр оказывает целый комплекс услуг, благодаря которым можно освоить востребованные на рынке труда навыки и построить успешную карьеру. Соискатели с инвалидностью получают в центре «Моя карьера» помощь в поиске подходящих вакансий, консультации карьерного эксперта, психологическую поддержку. Проводятся обучающие занятия, которые помогают преодолеть коммуникативные барьеры и страх собеседования, сделать профессиональный выбор, научиться составлять резюме, сопроводительное письмо и портфолио.
На экспертной сессии «Профи будущего: программы трудоустройства выпускников 2020-2021» замдиректора центра «Моя карьера» Михаил Куликов рассказал об основных барьерах, с которыми сталкиваются молодые соискатели при поиске работы, о специальной программе трудоустройства выпускников и летних профориентационных проектах для молодежи от 14 до 17 лет. В частности, он отметил: «Центр «Моя карьера» участвует в реализации программы содействия в трудоустройстве молодежи, в том числе выпускников организаций среднего профессионального и высшего образования в Москве. Комплекс мероприятий включает индивидуальную проработку стратегии трудоустройства, оценку и помощь в развитии личностных компетенций, предоставление услуги сопровождаемого трудоустройства, подбор актуальных вакансий, проведение открытых отборов и тематических ярмарок вакансий с партнерами-работодателями, заинтересованными в молодых специалистах, и многое другое».
Работа для всех
На форуме более 30 делегаций региональных служб занятости посетили с экскурсией ключевые площадки службы занятости – Центр занятости «Моя работа» и специализированный центр «Моя карьера», ознакомились с их работой. Директор центра «Моя карьера» Ирина Швец поделилась с коллегами эффективными практиками трудоустройства и профориентации граждан с особыми потребностями – молодежи, мам с маленькими детьми, представителей старшего возраста, людей с инвалидностью и малоимущих семей.
«Приходя к нам в центр, человек прежде всего попадает к карьерному консультанту. Его задача – определить сильные и слабые стороны соискателя, познакомить его с рынком труда и показать, какие есть возможности. Направить при необходимости на профессиональное обучение или на тренинги в наш Открытый университет навыков современного человека и подготовить к собеседованию», – рассказала Ирина Швец.
Роман Шкут, директор центра «Моя работа», поделился с региональными коллегами новыми стандартами работы московской службы занятости, современными технологиями подбора персонала и лучшими практиками эффективного трудоустройства.
Участники мероприятия смогли увидеть, как идет прием соискателя у карьерного консультанта, понаблюдали за ходом тренинга «Современные технологии поиска работы» и авторских деловых игр «Моя карьера: стратегия выбора» и «Моя карьера: профессиональный путь». Игровой формат помогает человеку примерить на себя сложные эмоциональные, жизненные и профессиональные ситуации и научиться справляться с ними.
ЭМО-мессенджер – новый помощник в общении
Стенд «Социальный дом» посетили в третий день форума молодые люди, проживающие в доме-интернате района «Нагатино-Садовники». Александр и Наталья поговорили со студентами Учебно-тренировочного общежития, попробовали пообщаться через альтернативный ЭМО-мессенджер – отправляли друг другу текстовые, звуковые сообщения. В ближайшее время «ЭМО» появится в формате мобильного приложения, чтобы студенты могли общаться друг с другом на смартфонах.
Также ребята примерили костюм эмпатии, в котором можно ощутить состояние людей с плохим зрением, слухом и двигательными дефицитами, и предложили ряд мероприятий, которые сами готовы провести в интернате.
Большой интерес костюм эмпатии вызвал у самого маленького гостя стенда – учащегося школы в Щукино Дмитрия. Он заполнил анкету гостя, в которой пожелал «удачи в таком благородном деле» всем сотрудникам организации социального обслуживания Москвы. Сопровождающие Дмитрия пригласили экспертов и тренеров Центра компетенции в школу – провести для детей профориентационные занятия или поговорить на классном часе на тему уважения, равенства и гуманности.
Всего на стенде побывало около 300 гостей, 150 из них оставили письменные пожелания развития, запросы на обучение и рабочие визиты для передачи опыта и положительные отзывы о проводимых Москвой изменениях в учреждениях стационарного социального обслуживания.
Почувствовать себя пенсионером
Примерять на себя роли бабушек или дедушек, которым требуются социальные услуги, понравилось гостям стенда «Мобильное приложение социального инспектора. Автоматизация процесса функциональной диагностики». За три дня форума социальных инноваций социальную диагностику прошли более 50 человек.
«Меня привлекла форма работы социальных инспекторов с людьми. Они вежливы и доброжелательны. Я также увидела, что для специалиста созданы условия, в которых ему работать комфортно. Он не раздражается на какие-то неудобства, а идет к человеку с положительными эмоциями. И это дает правильный результат по отношению к бабушкам и дедушкам, на которых направлена забота социальных служб», – поделилась гостья форума из Башкортостана.
Еще одна посетительница площадки отметила быстроту и удобство получения перечня социальных услуг, которые выдаются после прохождения функциональной диагностики. «Мне предложили почувствовать себя в роли пенсионера, которому требуется уход, и пройти демоверсию процедуры прямо здесь на форуме. Мы обыграли ситуацию, где я оказалась дедушкой-колясочником, который не может приготовить себе еду или подмыться без посторонней помощи. То есть на конкретном примере у меня получилось не только погрузиться в состояние беспомощности пожилого человека, но и посмотреть на работу социального инспектора. Понравилось, что с помощью мобильного приложения все быстро заполняется и сохраняется в электронном виде. То есть специалисту не нужно совершать лишних действий. Я всего лишь ответила на несколько простых вопросов и прошла несложные тесты. По итогам этой непринужденной беседы мне выдали карточку, где был указан перечень услуг, необходимый дедушке, которого я сыграла. То есть получается, что после функциональной диагностики человек получает комплекс услуг, назначаемый в зависимости от особенностей его состояния на сегодняшний день», – добавила гостья из Москвы.
Напомним, что стенд «Мобильное приложение социального инспектора. Автоматизация процесса функциональной диагностики» впервые представлен на форуме. За три дня площадку посетили более 200 человек, а около 40 регионов заинтересовались опытом Москвы.
Гости площадки узнали об основных принципах работы мобильного приложения: отказ от бумажных анкет, экономия времени и планирование рабочего процесса, а также оптимизация процедуры проведения функциональной диагностики. Желающие примеряли на себя роль потенциального получателя соцуслуг, знакомились с работой социального инспектора и даже получали свой собственный индивидуальный набор социальных услуг.
Поделиться теплом
Более 450 человек посетили стенд «Мой социальный центр» за время работы выставки. Записали 28 видеосказок малышам, лишенным в силу жизненных обстоятельств семьи, в рамках проекта «Сказки внукам». Мастер-классы по написанию мемуаров посетили 50 человек. Кроме того, организаторы площадки подарили более 300 открыток с позитивными ЗОЖ-советами своим гостям.
Многочисленные представители российских регионов с интересом знакомились с московским проектом для людей старшего поколения, конспектировали и фотографировали детали, записывали видеопрезентации и ролики, чтобы попытаться сделать что-то похожее у себя. Кстати, Чувашия уже полностью повторила столичный проект, только в меньших масштабах.
Особой популярностью у гостей форума пользовались ЗОЖ-пятиминутки. К зарядкам с удовольствием подключались как обычные посетители, так и высокопоставленные представители регионов.
На стенде проекта «Московское долголетие», который представил концепцию «Долголетие начинается сейчас», посетители три дня узнавали, как сделать первый шаг к долгожительству в любом возрасте. С помощью интерактивной панели более 1000 человек познакомились с достижениями проекта, в котором за 3,5 года существования поучаствовали 400 тысяч москвичей старшего возраста. О самых ярких событиях на этом стенде читайте в отдельном материале.
Читать: Как прошел первый день Форума социальных инноваций регионов
Читать: Как прошел второй день Форума социальных инноваций регионов
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы