4 октября 2024 года
В московских геронтологических центрах живут люди «серебряного» возраста, нуждающиеся в поддержке и заботе. До выхода на пенсию они работали в разных сферах – многие из них были преподавателями и имеют колоссальный профессиональный опыт. В День учителя пожилые москвичи рассказали истории из своей трудовой деятельности и дали советы молодым коллегам.
Главное – любовь к детям
Людмила Константиновна живет в геронтологическом центре «Юго-Западный». Женщина 45 лет проработала учителем биологии и за все эти годы ни разу не сталкивалась с негативом со стороны школьников – с каждым удавалось найти общий язык, а предмет изучали с удовольствием даже двоечники и хулиганы. По словам Людмилы Константиновны, ей это удавалось только по одной причине – она любила всех своих учеников, и они отвечали ей взаимностью.
«Некоторые считают, что ребенок ничего не знает и не понимает. Но это не так, дети видят, как ты к ним относишься. Если искренне любить своих учеников, быть открытым, они обязательно ответят взаимностью. Бывали случаи, когда ребенок напроказничает во время урока у моих коллег, его выгонят из кабинета, а он идет ко мне, просится посидеть на уроке, послушать. Конечно отказать я не могла! Порой все задние парты были заняты такими озорниками, любовь творит чудеса», – поделилась женщина.
У Людмилы Константиновны были свои «фишки», которые она успешно применяла в работе. Например, ученики писали ей анонимные записки с вопросами, которые стеснялись задать при всем классе и она обязательно отвечала каждому.
Многие бывшие ученики до сих пор звонят Людмиле Константиновне, интересуются ее здоровьем, предлагают помочь в решении разных жизненных вопросов. А иногда навещают любимого учителя в геронтологическом центре и за кружкой чая вспоминают школьные годы.
Удивляйте и удивляйтесь сами
Это главный залог успеха преподавателя, считает жительница Дома ветеранов сцены имени А.А. Яблочкиной Лариса Александровна. Будучи учителем математики, она на протяжении 40 лет увлекала ребят своей любовью к точным наукам, поддерживала жажду познания мира. Учила не зазубривать формулы, а мыслить, строить логические цепочки. всегда старалась заинтересовать ребят. Например, тематическими историями.
«Однажды я пришла в класс с достаточно озорными и непослушными детьми. Поздоровалась и вместо того, чтобы начать урок математики, стала рассказывать историю про учителя, который дал детям задание посчитать сумму чисел от 1 до 100, надеясь надолго занять их подсчетами. Но не прошло и минуты, как к учителю подошел мальчик, который протянул ему листок с правильным ответом. Это была история про величайшего математика Карла Фридриха Гаусса. Рассказ настолько захватил моих учеников, что им не терпелось поскорее решить этот пример самим», – рассказала Лариса Александровна.
Так женщина не только решила проблему дисциплины, но и заинтересовала ребят на дальнейшие исследования мира точных наук. К слову, талант преподавания у Ларисы Александровны в крови: ее мама, папа, бабушка и дедушка тоже были учителями.
Поддерживайте соревновательный дух
Жительница геронтологического центра «Северное Тушино» Ольга Николаевна уверена, что дети постоянно соревнуются друг с другом и это нужно поддерживать. Проработав порядка четверти века учителем черчения и рисования, она не раз убеждалась в эффективности такого подхода.
«Я часто устраивала соревнования на лучший рисунок, награды были самые разнообразные: от пятерок до интересных экскурсий. Конечно, поддерживала и тех учеников, которым не удалось победить – они ведь тоже старались. Бывало такое, что вместо "скучных ваз" мы рисовали любимых супергероев или персонажей из книг. Дети были в восторге», – рассказала Ольга Николаевна.
Однажды ей дали классное руководство, что редко бывает в практике учителей рисования. Оказалось, что в этом классе учатся школьные хулиганы.
«Начала искать подход к детям и поняла, что это добрые и отзывчивые ребята, которые готовы всегда прийти на помощь, но вот дисциплины им не хватало. Начала приобщать их к искусству: ходили на выставки, в музеи, театры, не давала ученикам бездельничать. И у меня получилось! Ребята стали ответственными, дисциплинированными, сейчас многие их них работают на солидных должностях», – отметила педагог.
Ольга Николаевна считает, что настоящему учителю нужно быть честным с детьми, интересоваться их жизнью вне школьных стен, постоянно учиться самому и стремиться к совершенству.