Фотогалерея
Мастер-классы по написанию мемуаров, консультации по карьере и прямые эфиры от студентов «Доброколледжа»: как прошел второй день Форума социальных инноваций регионов
10 сентября 2021 года
Во второй день Форума социальных инноваций регионов гости и участники форума обсуждали клиентоориентированный подход в социальной отрасли. Проактивность и адресность — главные принципы современной социальной службы в Москве. Как результат — обычные москвичи получают своевременную поддержку, направленную на конкретные нужды. Кроме этого, целый день на Выставке инновационных социальных проектов гости и участники форума могли познакомиться с московскими кейсами, которые уже полюбились многим жителям столицы. Рассказываем, как прошел второй день форума.
«Мой социальный центр» — место для творчества, самореализации и вдохновения
На стенде «Мой социальный центр» для гостей и участников форума прошли четыре творческих мастер-класса. Участник клуба любителей мемуаристики «Линия жизни» москвич Илья Ерахтин рассказал о литературных стилях и дал советы, как начать записывать воспоминания о своей жизни, чтобы это было интересно читать будущим поколениям. После обеда мастер-класс «С чего начать писать мемуары» провела Марьям Кустова, глава экспертной группы по истории Москвы Главархива.
На стенде гости получают в подарок красочные открытки с простыми ЗОЖ-советами. Например, такими:
Такую открытку приятно рассматривать или отправить друзьям и родным в другой город или страну, подарив им хорошее настроение.
Сеть городских клубных пространств МСЦ существует в Москве уже более двух лет. Двенадцать комфортных и гостеприимных центров открыты ежедневно и бесплатно для москвичей старшего возраста. Территория пространств организована так, чтобы посетители чувствовали себя комфортно. В социальном центре жители старшего возраста могут организовать свой клуб по интересам или стать частью любого понравившегося творческого объединения. Хозяевами здесь являются сами посетители, а самоорганизованность служит одним из основных принципов проекта.
На форуме гости могли воочию увидеть, как выглядит социальный центр: стенд спроектирован как классическое городское пространство МСЦ. За два дня стенд посетило более 350 человек.
«В восторге от форума, полезно было познакомиться с тем, как организованы в Москве социальные центры для людей старшего поколения. Здорово, когда пенсионер может прийти в центр и найти друзей, заниматься чем-то полезным и чувствовать себя нужным. К тому же люди с большим жизненным опытом могут многому научить молодежь — подростков и детей. Поэтому уверена: у этого проекта большое будущее», — рассказала участница форума Валентина.
Поддержка НКО через программы «Москва — добрый город»
Центры «Моя работа» и «Моя карьера» представили совместный стенд — площадку для проведения экспертных сессий по темам трудоустройства, социального взаимодействия, обучения специалистов служб занятости, партнерства с бизнесом и НКО, по программам трудоустройства людей с особенностями здоровья и программам по развитию и трудоустройству молодежи. Спикеры поделились опытом и рассказали об инновациях в работе службы занятости.
Во второй день прошла экспертная сессия, на которой замдиректора специализированного центра «Моя карьера» Наталия Тюшкевич рассказала о сотрудничестве с социально ориентированными некоммерческими организациями Москвы. Она представила руководителям региональных служб занятости и профильных госструктур программу «Москва — добрый город».
«Для того, чтобы некоммерческий сектор мог развиваться, его необходимо поддерживать. «Москва добрый город» — это целый комплекс проектов, в основе которых — новая парадигма отношений города и общественного сектора для оказания адресной помощи каждому человеку. Центр «Моя карьера» помогает с трудоустройством самым уязвимым категориям населения, поэтому нам важно сотрудничать с организациями, которые лучше всех знают потребности этих людей. Для решения социальных проблем необходимо партнерство, к которому стремится как государство, так и НКО. Программа «Москва — добрый город — одно из наиболее ярких проявлений такого взаимодействия», — рассказала она.
Центр «Моя карьера» сотрудничает с 250 социально ориентированными НКО. В ходе встречи были также представлены ключевые проекты программы «Москва — добрый город». За два года для НКО были проведены два конкурса грантов. Победителями в них стали 273 организации, более 20 тысяч человек получили помощь. В этом году конкурс пройдет в третий раз. Общая грантовая поддержка в 2021 году составит 400 млн рублей.
В прошлом году некоммерческим организациям были переданы 50 помещений общей площадью 11 тысяч квадратных метров в безвозмездное пользование на три года. Из них 17 отданы под работу мастерских и творческие студии для людей с инвалидностью. Еще в 33 помещениях москвичи получают самые разные социальные услуги.
Для более глубокого понимания особенностей работы НКО был создан и проведен курс обучения руководителей и сотрудников подведомственных учреждений ДТСЗН. Участники узнали изнутри, как работают организации, и смогли создать сплоченную команду профессионалов, готовых прийти на помощь каждому человеку.
Заместитель директора центра «Моя работа» Андрей Тарасов поделился опытом в модернизации и развитии службы занятости на встрече «Обучение сотрудников службы занятости». Спикер рассказал о внедрении обучающих программ по передовым технологиям трудоустройства и о подготовке лидеров для развития современной службы занятости. Помимо этого, был сделан акцент на обучающих программах для регионов — важным тут является отвечать запросу каждого отдельного региона и постаудиту нововведений.
Во второй день форума также прошла панельная сессия «Рынок труда: новые вызовы и возможности», которая была посвящена обсуждению происходящих преобразований на рынке труда, поиску конструктивных идей и технологий.
На сессии выступили ряд спикеров, среди которых — генеральный директор ВНИИ труда Минтруда России Дмитрий Платыгин, первый заместитель руководителя столичного Департамента труда и соцзащиты Александра Александрова, министр социального развития Пермского края Павел Фокин и другие. Эксперты обсудили современные тенденции и вызовы рынка труда, вопросы поиска баланса между спросом и предложением, внедрения эффективных решений для качественного взаимодействия бизнеса и государства в массовой подготовке и подборе персонала.
Александра Александрова подчеркнула неравномерное развитие регионов и готовность столичной службы занятости тиражировать успешный опыт в восстановлении занятости и в регионы, и в смежные социальные сферы. Спикер также рассказала о внедрении HR-инструментов и технологий рекрутмента для трудоустройства кандидатов, внедрении института карьерных консультантов и создании Корпоративной академии службы занятости Москвы, а также о стремительном развитии сервисов службы занятости.
На стенде «Моя карьера» эксперты провели порядка 500 консультаций с гостями и участниками форума по вопросам трудоустройства, профориентации и переобучения, рассказывали о тренингах и действующих специальных программах центра.
Регионы заинтересовались опытом проведения функциональной диагностики
Во время Форума социальных инноваций порядка 10 регионов заинтересовались опытом Москвы по применению функциональной диагностики. Стенд «Мобильное приложение социального инспектора. Автоматизация процесса функциональной диагностики» за второй день посетили более 80 человек.
На площадке гостям рассказывают о роли социального инспектора, практичности использования мобильного приложения при проведении функциональной диагностики.
«Прекрасная идея, которая уже нашла свое воплощение в Москве, и тем полезнее и интереснее пообщаться с практической реализацией этого механизма», — поделилась одна из посетительниц стенда.
Идею о необходимости распространения столичного опыта поддержали и гости из других регионов. Посетители заинтересовались принципами работы мобильного приложения и отметили опыт Москвы в части создания и использования автоматизированной системы по проведению функциональной диагностики. Многие подчеркнули, что современная технология позволяет отказаться от бумажных анкет, экономить время и планирование рабочего процесса, а также оптимизировать процесс проведения функциональной диагностики в целом.
«Нами был пройден большой путь: от идеи упрощения процессов до практической реализации использования мобильного приложения в работе социальных инспекторов, автоматизации процесса формирования индивидуального перечня услуг. По праву можем гордиться тем, что Москва первая автоматизировала этот процесс. И рады поделиться опытом, если эти идеи упростят и повысят эффективность аналогичных сервисов», — рассказал заместитель руководителя столичного Департамента труда и соцзащиты Павел Келлер.
Павел Келлер присоединился к дискуссии «Роль инфраструктуры поддержки социального предпринимательства в регионах России: инновации и перспективы развития». Спикер обратил внимание на необходимость создания общих условий для развития предпринимательства в социальной сфере: «Безусловно, рынок социальных услуг является новым для сферы предпринимательства. Здравоохранение, образование и культура уже прошли этот путь. Старт в этом направлении для социальной сферы был дан в 2015 году, когда в силу вступило новое федеральное законодательство. Тогда был сформирован «Реестр поставщиков социальных услуг».
Павел Келлер отметил, что развитию предпринимательства может поспособствовать внедрение такого механизма, как распределение мест между негосударственными и государственными поставщиками социальных услуг с использованием единых критериев и правил. Необходимо также быть уверенным в компетентности работников этих организаций, поэтому допуск персонала для работы должен производиться при обязательной сдаче «профессионального экзамена». Ведь получателю услуг важно получать качественную поддержку, отвечающую всем стандартам.
Студенты из учебно-тренировочного общежития провели мастер-классы
Стенд симуляционного класса Центра компетенций Геронтологического центра «Переделкино» посетили не только опытные специалисты социальной отрасли, но и будущие коллеги.
Николай Сергеев учится в РГСУ по специальности «Социальный работник», его подруга Наталья Копылова получает профессию экономиста, но активно интересуется социальной сферой. Тренеры Центра компетенций провели для молодых людей мастер-класс по уходу за пожилыми людьми, рассказали о способах кормления, позиционирования, а также продемонстрировали оборудование, которое помогает облегчить труд персонала.
Николай и Наталья долго общались с экспертами центра, много вопросов было связано с особенностями общения с людьми с ментальными особенностями и пожилыми.
«Несколько лет я занимался общественной деятельностью, прошел курсы волонтерства, помогал людям с инвалидностью. В период пандемии многое переосмыслил. Хочется быть полезным обществу, доказать себе и окружающим, что люди с ограниченными возможностями могут делать этот мир лучше, помогать другим», — поделился Николай Сергеев.
Наталья Копылова отметила, что необходимо учиться правильно выстраивать диалог с «особенными» людьми: «Им очень важно общение. Но этому тоже нужно учиться».
В гостиной Учебно-тренировочного общежития каждый час по видеосвязи с посетителями форума выходили студенты учреждения. Наталья Косых вышла в эфир из типографии «Пиктодидактик», где она работает. Девушка рассказала о том, как ламинировать документы.
Кулинарный мастер-класс в прямом эфире провел Евгений Соколов, он поделился рецептом своих фирменных котлет. Гости также могли по видеосвязи пообщаться со студентами Учебно-тренировочного общежития из «Доброколледжа» и Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей.
«У нас с ребятами насыщенные будни. Сейчас я работаю на форуме, но мне интересно, что происходит у них. Поэтому во время прямых эфиров мы вместе с посетителями стенда узнаем, чем занимаются мои друзья из общежития», — поделился Владимир Гуляев, студент Учебно-тренировочного общежития.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы