Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В особых семейных центрах дети развиваются с помощью театрального искусства

17 октября 2022 года

В особых семейных центрах дети развиваются с помощью театрального искусства

С начала года в столичных особых семейных центрах прошло более тысячи занятий с элементами театрального искусства. Дети сами сочиняют истории, создают декорации, и инсценируют произведения в формате настольной игры. Специалисты особого семейного центра «Роза ветров» рассказали, как театральные постановки помогают детям стать более открытыми к общению. 

Для ребенка с особенностями развития найти и наладить контакт с окружающими – зачастую непростая задача. 13-летний Антон был очень скован, не шел на контакт с окружающими. Мальчик не разговаривает. Специалисты познакомили его со сказкой, по которой творческая группа создает театральные постановки, персонажами. 

Специалисты выделили любимых героев ребенка и начали создавать образ для будущей постановки. Процесс изготовления декораций сочетал в себе рисование, лепку, аппликацию. Такое творчество развивает умение управлять эмоциями и движениями, совершенствует мелкую моторику. Так дети лучше воспринимают образ – внешний вид и другие характерные черты, понимают смысл сказки. 

«Антон обыгрывал сюжет произведения, мог взять на себя ведущую роль во время театральной постановки, выставлял героев среди декораций. Мальчик стал более раскрепощенным, лучше шел на контакт со взрослыми и другими детьми, более ярко выражал свои эмоции. Он радуется и переживает за героев», – отмечает учитель-дефектолог Ирина Ельцова

Сказкотерапия как один из самых эффективных видов арт-терапии, способствует развитию эмоциональной сферы детей, позволяет научиться контролировать и управлять своим поведением. Элементы театрализованной игры позволяют познавать мир доступным для ребенка языком. Антон не может произносить слова за персонажа сказки, но проигрывает его поведение жестами. Участвуя в играх-драматизациях, он входит в образ и перевоплощается. 

«Все дети любят сказки. Мы решили не просто рассказывать их, а создавать вместе с ребятами. После знакомства с произведением, создаем героев и декорации. Ведь именно в процессе изготовления персонажей, дети лучше знакомятся с особенностями внешнего вида. Такой опыт вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит радость, заставляет проявлять эмоции», – рассказывает воспитатель Светлана Терешкина

Показ сказки в формате настольного театра – заключительный этап творческого процесса, который обычно длится около трех месяцев. Начинается все с сочинения истории. Воспитатели со старшими ребятами выбирают тему, придумывают сюжет, выбирают несколько персонажей и строят их образ. 

Например, если главным героем будет осенний лес, то подростки вместе с педагогом идут на экскурсию в парк, где рассматривают и изучают деревья: летом листья были зеленые, потом стали желтые, сейчас они опадают – это называется листопад. Такой подход – это ненавязчивый способ объяснить ребятам явления природы в форме короткой истории. 

Созданием театральной постановки занимаются несколько групп. Задача первой – сочинение сказки с очень простым сюжетом, доступным для понимания детям с ментальными особенностями. Две другие команды создают реквизит и героев для будущего спектакля. К осенней сказке про листопад ребята совместно с педагогами изготовили дерево, тучку, ежика, ворону и кукушку, подобрали музыкальное сопровождение. 

На показе настольного спектакля педагоги по ролям рассказывают сказку, а дети отвечают за движения и действия персонажей. Такие занятия помогают воспитанникам находить новые знакомства и налаживать контакт друг с другом, развивать познавательную и эмоциональную сферы. 

Дети, играя героев литературных произведений, создают свой маленький мир, где они сами управляют действиями персонажей и строят повествование истории. 

Справочно

Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме