Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Около трех тысяч детей получают помощь дефектолога в реабилитационных и особых семейных центрах столицы

24 января 2022 года

В столичных реабилитационных и особых семейных центрах Департамента труда и социальной защиты населения работа с дефектологами — одна из важнейших частей комплексной реабилитации. Ежегодно здесь обучаются и проходят реабилитацию около трех тысяч детей с инвалидностью. Дефектолог занимается с теми ребятами, кому сложно освоить общеобразовательную программу без определенной помощи.

В особый семейный центр «Формула роста» поступила девочка Аня с расстройством аутистического спектра. Она отказывалась идти на любые занятия со специалистами, не принимала учебные установки, не вступала в контакт с педагогом и не общалась с детьми. Большую часть времени девочка играла со своими руками, не реагируя на обращения взрослого. После проведения специальных обследования, консультаций со специалистами центра, беседы с родителями была составлена специальная индивидуальная программа развития, даны рекомендации маме и папе, воспитателям группы. Во время диагностики девочка заинтересовалась планшетом, но, когда время прошло, она не захотела его отдавать — кричала, плакала.

«Из беседы с родителями узнала, что и дома девочка играет только в планшет, а при выключении устройства она впадает в истерику, ведь он был для девочки единственным источником радости и успокоения. Я подобрала специальные карточки для развития коммуникации с ребенком, создала развивающую среду, в которую были включены персональный альбом общения и система поощрения в виде игры в планшет. Аня стала включаться в занятия, проявлять инициативу в выборе того или иного вида деятельности и реже демонстрировать аутоагрессию. Это большая победа для маленького человека!» — рассказывает учитель-дефектолог Оксана Никифорова.

«Основная задача в коррекционно-развивающей работе — создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребенка. Основные принципы — единство диагностики и коррекции развития, комплексность и системность», — говорит Ольга Пахоменко, дефектолог Центра реабилитации и образования № 7.

В Комплексном реабилитационно-образовательном центре получают реабилитационные услуги и обучаются дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. У многих ребят также есть нарушения развития: особенности эмоционально-волевой сферы, ментальные отклонения, проблемы со слухом и зрением и другие. С такими детьми занимается целая команда специалистов: учителя, врачи, логопеды, психологи и, конечно, дефектологи.

«У человека с нарушенным зрением, слухом, опорно-двигательным аппаратом часто возникают вторичные проблемы. Так, у ребенка с детским церебральным параличом в силу ограниченности передвижения могут недостаточно сформироваться представления об окружающем мире. У детей с сенсорными особенностями бывают проблемы с восприятием слуховой и зрительной информации. Таким детям обязательно нужна помощь в преодолении возникающих трудностей. Помочь им сможет учитель-дефектолог», — говорит Ирина Игнатова, начальник отдела по организации коррекционной работы КРОЦ.

Одна из особенностей центра в том, что из-за тяжелых нарушений развития практически все дети в КРОЦ нуждаются в помощи учителя-дефектолога, поэтому большинство учителей имеют специальное образование. Если привычное для нас общение с помощью устной речи для кого-то из детей не подходит, учитель все равно найдет с ним свой язык: с кем-то будет общаться с помощью коммуникатора, для кого-то принесет в класс планшет, для кого-то — прибор для озвучивания текста. Таким образом овладение образовательной программы проходит более успешно.

Однако чаще всего занятия с дефектологом не дублируют работу учителя: здесь учат использовать полученные на уроках знания, применять свои навыки и умения в выполнении различных задач, с которыми дети не сталкиваются на уроках. В арсенале специалиста широкий набор методов работы: нейропсихологическая коррекция, кинезиологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, пескотерапия, нумикон — игра для обучения математике и другие.

«Любой навык нуждается в том, чтобы его формировали поэтапно. Если до школы ребенок плотно занимался с дефектологом, учиться ему будет гораздо проще. Но бывает так, что в школу приходят ребята, у которых по тем или иным причинам нет необходимой базы, поэтому для дефектологов очень важна работа над пробелами в знаниях, а порой и над формированием навыков с нуля», — говорит Эльвира Сафина, учитель-дефектолог Реабилитационной школы-интерната № 32.

В Реабилитационно-образовательном центре № 105 помогают детям с интеллектуальными нарушениями разной степени и сопутствующими заболеваниями. Образовательное пространство учреждения включает в себя направления работы с обучающимся, имеющими психофизические особенности. Это разделы специальной педагогики: олигофренопедагогика, логопедия, олигофренопсихология и другие.

«Конечно, овладение всеми необходимыми навыками для ребенка с особенностями здоровья и развития невозможно без индивидуальной программы реабилитации и образовательной траектории, поэтому мы уделяем особое внимание коррекционно-развивающей помощи. Кроме образовательных задач перед нами стоит цель социализации детей, чтобы в дальнейшем они могли полноценно жить в обществе», — объясняет Мария Федотова, специалист центра.

Именно дефектолог может помочь ребенку осознать целостный образ предметов, найти эти объекты в окружающем пространстве, выявить причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира. Педагог занимается развитием тонкой моторики пальцев рук, слухового и зрительного восприятия, элементарных математических представлений, формированием навыков учебной деятельности. Все это возможно в рамках групповых и индивидуальных занятий.

«Мы работаем в тесной связке с разными специалистами: учителями, воспитателями, психологами, а также с родителями ребят. Эта взаимосвязь важна при определении индивидуального коррекционно-развивающего маршрута ребенка с особенностями в развитии. Используется принцип индивидуального подхода и учитываются особенности конкретного ребенка. Только с соблюдением всех вышеописанных пунктов можно добиться положительного результата», — рассказывает Екатерина Пикалова, педагог-дефектолог Реабилитационно-образовательного центра № 76.

Справочно

В системе столичного Департамента труда и социальной защиты работает восемь реабилитационно-образовательных учреждений. Все они имеют лицензии на оказание образовательных услуг, подключены к «Московской электронной школе». Реабилитационно-образовательные центры принимают ребят с учетом нозологии (заболевания), возраста, индивидуальных показаний, а также заключений центральной психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями о создании специальных условий для получения образования. А также в столице работают московские центры социальной поддержки и реабилитации, которые оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме