30 июня 2020 года
Каков образ современного сироты, с какими сложностями он сталкивается на пути взросления, как государство помогает семьям с приемными детьми и многое другое читайте в интервью с руководителем Центра развития социальных проектов и основателем порталов «Усыновите.ру» и «Усыновили.ру» Арменом Поповым.
— Образ сироты до сих пор окутан мифами и стереотипами. Что на самом деле надо знать про современных сирот?
— Все дети, конечно же, очень разные, но я не сторонник того, чтобы кого-то выделять. Про сирот нужно знать три вещи. Во-первых, сирота пережил психологическую травму, связанную с потерей родителей или изъятием из семьи. Во-вторых, сирота, в каком бы хорошем учреждении он ни находился, не сможет получить от воспитателей такую же любовь и поддержку, как от кровных родителей. И в-третьих, несмотря на все выше сказанное, сирота продолжает оставаться обыкновенным ребенком, которого надо просто любить.
— То есть можно сказать, что разницы между сиротами и детьми в семьях нет, но изначально у детей из сиротских учреждений другая жизненная ситуация?
— Да, все верно. Другая — потому что государственная система хоть и нацелена на семейное воспитание и устройство, но по объективным причинам не может устроить в семью абсолютно всех. В первую очередь сложности с устройством детей с инвалидностью, подростков и кровных братьев-сестер, которых надо усыновлять вместе.
— Но тем не менее институт усыновления в последние десять лет развился до небывалых масштабов. Как вы считаете, каковы перспективы этого направления в обозримом будущем?
— Это правда! Федеральный банк данных по детям-сиротам за 15 лет сократился со 180 тысяч детей до 44 тысяч. Российское общество открылось для детей-сирот! Сейчас в базе находятся в основном дети из тех категорий, которых мы называем «трудноустраиваемые». Я уже перечислял их, это — подростки, особые дети и кровные братья-сестры. Но «трудноустраиваемые» не значит, что их невозможно устроить. Да, трудно, но у каждого есть шанс. Это и есть наша перспектива в обозримом будущем.
— Как вы считаете, в чем секрет такого бума усыновления в последние 15 лет?
— Это результат упорного труда и плотного сотрудничества всех заинтересованных сторон. Например, совместно с московским Департаментом труда и социальной защиты уже семь лет подряд мы проводим премию за вклад в развитие семейного устройства детей-сирот «Крылья аиста». Три года назад по указу Мэра Москвы премия приобрела городской уровень. Ее лауреатами становятся люди и организации, которые внесли большой вклад в развитие семейного устройства. Департамент также активно поддерживает другие наши социальные проекты. В прошлом году мы стали победителями первого конкурса грантов для СО НКО, проводимого Департаментом. Также совместными усилиями мы организуем ежегодный фестиваль приемных семей. В этом году пандемия коронавируса внесла большие изменения в наши планы, но надеюсь, что в ближайшем будущем мы наверстаем упущенное.
— За кого из «трудноустраиваемых» вы переживаете больше всего?
— За подростков. Потому что дети не должны так долго жить в учреждениях.
— Говоря про подростков, что вы думаете про такое явление, как «наставничество»? Наставничество было всегда, но приобрело особую актуальность в последние годы. Как можно развивать это направление работы с сиротами?
— Наставничество хорошо тем, что оно помогает решить проблему отсутствия значимого взрослого у выпускников сиротских учреждений. Подростки, которые через несколько лет достигнут совершеннолетия, не всегда готовы идти в семью, даже если таковая появляется. Такому ребенку хорошо иметь наставника, который в более дружеской манере поможет разобраться в новых жизненных перипетиях и вместе с ним переживет этот важный период взросления, становления личности. Я думаю, что у этого направления большие перспективы. Как его развивать? Привлекать к нему обычных горожан, рассказывать об этой возможности как о социальной ответственности москвичей и бизнес-компаний.
— Вы упомянули о том, что в прошлом году стали победителем грантового конкурса для НКО Департамента труда и социальной защиты населения Москвы. Расскажите подробнее про ваш проект.
— Он называется «Арт-зачет». Помогает творчески одаренным сиротам подготовиться к поступлению в профильные вузы.
Сделать это самостоятельно бывает сложно, так как к творческим экзаменам не готовят в общеобразовательных школах. Часто такая подготовка сопряжена с дополнительными финансовыми затратами, например, с покупкой мольберта или фотокамеры. Мы помогает детям приобрести необходимые расходные материалы и технику, ищем наставников и таким образом содействуем тому, чтобы они раскрыли свое настоящее призвание и занимались тем, к чему действительно имеют склонности.
У проекта есть еще одно направление для тех, кто не имеет амбиций приобретать профессию в сфере искусства, но хотел бы развиваться через творчество.
Также проект помогает готовиться к сдаче общеобразовательных экзаменов. Наверное, ни для кого не секрет, что у сирот бывают проблемы со школьными оценками, многие учатся на тройки. Это связано как раз с тем, что у сироты нет того самого значимого взрослого, который бы следил за успешностью его обучения. Если у ребенка у самого нет мотивации учиться, проследить за ним и постараться замотивировать будет сложно. А для поступления в колледж нужен хороший аттестат.
— Армен, как бы вы замотивировали человека стать наставником для ребенка, рассмотреть различные варианты опеки или стать волонтером, например, в вашем проекте?
— Отталкиваться надо от мотивации человека, который интересуется этой темой. Вы правильно заметили, что тема сиротства окутана мифами. Поэтому сперва надо работать с потенциальными усыновителями: снимать с них розовые очки, погружать в тему, рассказывать, показывать, а потом только принимать решение, что подходит тому или иному человеку. Возможно, это все-таки будет не усыновление, а именно наставничество.
Я бы сказал, наставничество даже более востребованно нежели усыновление. По сравнению с усыновлением и опекой этот вариант доступен большему числу людей. Каждый, кого интересует проблема сиротства, может внести свой вклад, просто став значимым взрослым для ребенка. Как замотивировать? Мотивация должна быть по умолчанию. Наша с вами задача как государства и НКО — поддержать людей в стремлении помочь сиротам, подобрать оптимальный вариант, научить, объяснить. Замотивировать можно только одним способом — объяснить, что не надо сдерживать свои душевные порывы помочь, что усыновление не единственный вариант, как можно помогать.
— Армен, последний вопрос. Давайте пофантазируем. Представьте себе, что сегодня утром вы проснулись и узнали, что последнего ребенка только что забрали в семью и сиротских учреждений больше не существует. Как будете праздновать?
— По-человечески я мечтаю, чтобы такой день настал и как можно скорее, но как специалист по сиротству, я понимаю, что это слишком фантастический сценарий.
К сожалению, дети в учреждениях будут всегда, просто потому что иногда случается так, что умирают кровные родственники, или семья попадает в сложную ситуацию, которую невозможно решить за один день. Но будет очень хорошо, если такие учреждения станут для детей лишь короткой остановкой для передышки. Я мечтаю, чтобы дети, лишившиеся родителей, попадали в новую семью быстрее, чем запомнят имена своих новых соседей по комнате, а проблемы в кровных семьях решались так скоро, чтобы ребенок даже не успевал понять, что были какие-то сложности. Вот о таком исходе дел я мечтаю! И когда так случится, я, безусловно, буду счастлив и отмечу это событие как надо!
Узнать больше о проектах НКО можно на официальном сайте организации.
Читайте также:
Зачем ребенку из социального учреждения наставник? Опыт ЦССВ «Каховские ромашки»
Стать наставником для подростка-сироты с ВИЧ-инфекцией
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы