Мы часто слышим о разнообразных благотворительных программах с участием детей, оставшихся без родительского попечения. Профориентация, общение с ветеранами, различные бесплатные образовательные проекты... В последнее время все чаще о себе заявляет наставничество. Что это? В Центре содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» уже давно знакомы с наставничеством и радуются его плодам.

Наставник — старший друг

«Волонтеры-наставники — это взрослые, берущие на себя ответственность осознанной дружбы с ребенком, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. У нас в ЦССВ «Каховские ромашки» очень многое делается для того, чтобы наши воспитанники скорее нашли себе семью, а во время пребывания в Центре росли счастливыми и здоровыми. Но даже самый лучший специалист не может заменить ребенку родителя. Проблема сиротства — вызов для всего общества, ведь только сообща мы можем действительно эффективно помочь детям в беде. Наставники — наши верные партнеры в этом деле», — рассказала руководитель подразделения по комплексному психологическому взаимодействию семьи и ребёнка ЦССВ «Каховские ромашки» Людмила Фомичева.

Специалист отметила, что подобные волонтеры для ребенка не просто значимые взрослые и старшие друзья, наставники помогают подопечным социализироваться, чувствовать себя увереннее, открывать для себя мир вне социального учреждения. Общение ребенка с наставником — долгосрочное, минимум на год. Товарищи поддерживают связь друг с другом, периодически встречаются, проводя время в парках, театрах, музеях и на других интересных им площадках. Зачастую наставник остается рядом с подопечным и после его выпуска из Центра. Помогает определиться с профессией, построить быт, поддерживает советом в семейной жизни.

Наставники для сирот — кто они

«Индивидуальное наставничество — стержень деятельности благотворительного фонда «Старшие Братья Старшие Сестры». Мы занимаемся поиском и подготовкой волонтеров, которые затем становятся наставниками для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Работа ведется не только в социальных учреждениях, но и в приемных семьях, где в силу разных обстоятельств ребенку требуется поддержка. С ЦССВ «Каховские ромашки» мы работаем с 2007 года — центр был вторым учреждением в Москве, с которым мы начали взаимодействовать. За время нашей дружбы в программе наставничества поучаствовали более 130 ребят с Каховки, и сейчас у нас 20 общих пар воспитанник-волонтер», — отметила куратор-психолог благотворительного фонда «Старшие Братья Старшие Сестры» Наталия Холостова.

Кандидатуры волонтеров заранее проверяются, а в связке с каждой парой работают психологи. Они следят, получается ли построить гармоничные дружеские отношения, отвечают на возникающие у наставника вопросы. Воспитанник «Каховских ромашек» Георгий и волонтер Анастасия общаются уже около трех лет. По словам специалистов, с самого начала им удалось добиться наиболее важного — построить фундамент доверия.

«Я решила стать наставником, потому что люблю общаться с детьми. Дети смотрят на мир не так, как взрослые, — более непосредственно и легко. Интересно соприкасаться с этим взглядом, следить за тем, как маленький человек развивается в большого. Я работала с 18 лет в детских лагерях, но после университета уже не было времени на совмещение. Начала думать, как продолжить общение с ребятами и однажды прочитала о программе наставничества в фонде «Старшие Братья Старшие Сестры». Идея мне понравилась, я подала заявку, и все закрутилось» — поведала волонтер организации Анастасия Тимоничева.

Наталия Холостова отметила, что детям в социальных учреждениях из-за предшествующего негативного опыта зачастую сложно доверять взрослому, нет уверенности в том, что он будет рядом, не променяет их на что-то. В то же время общение с наставником является для ребенка некой точкой опоры: вот он, взрослый, с которым ты дружишь на протяжении нескольких лет, он уже прошел с тобой через определенные трудности и не оставил. Так строится доверие к старшим.

Из наставника — в родителя

В «Каховских ромашках» есть действительно счастливые истории наставничества. Один волонтер оформил опеку над ребенком, с которым общался: после полугода общения они поняли, что хотели бы стать семьей. Другой наставник познакомил «младшего» с его будущими приемными родителями. Зная людей из своего круга, которые бы подошли подопечному и были готовы к нужному шагу, «старший» познакомил ребенка с ними и в дальнейшем поспособствовал объединению. Еще одна из волонтеров, являясь руководителем крупной организации, помогла ребенку с обучением, а затем взяла к себе на работу.

В чем-то ресурсы наставника шире, чем у воспитателя. Первый воспринимается ребенком не как вышестоящая фигура, которая «воспитывает» и «учит» жить, а почти как равный. Общение с равным — уже другой канал взаимодействия, и порой волонтеру легче, чем воспитателю узнать у ребенка его проблемы, дать авторитетный совет. «Наставник — это партнер для специалиста ЦССВ. Он не может заменить воспитателя или, например, соцработника, но зато эти фигуры хорошо дополняют друг друга», — подчеркнула Людмила Фомичева.

«С Гошей мы — друзья, однако, с поправкой на то, что наставники выполняют роль «больше, чем друга»: ведь ты несешь за младшего ответственность. В нашей истории были и непростые моменты, и радостные. Например, в самом начале Гоша слишком большое внимание уделял материальной стороне наших взаимоотношений, частенько просил купить ему ту или иную вещь. Я мягко отказывала ему, пыталась объяснить, почему так, чтобы он понял, не подумал, что дело в моей жадности или в том, что он почему-то «недостоин» этой игрушки. Сейчас с этим уже намного легче. Что запомнилось из радостного? На самом деле каждая встреча — радость! Как-то мне пришла идея отвести Гошу на занятие по компьютерной грамотности. Сначала он не хотел и возник вопрос: стоит ли ребенка подтолкнуть, если сам он против? Ведь он и не представляет, что его ждет! Всё-таки я настояла, он согласился. Когда Гоша вышел с занятия, он был очень доволен, ему понравилось. Я так обрадовалась! Ведь он узнал что-то новое, полезное. Подобные моменты для меня просто лучшие!», — поделилась Анастасия Тимоничева.

Юноша тоже дорожит их с наставником Анастасией дружбой. «Настя для меня, как сестра. Мы здорово проводим время: ходим гулять, на батуты, в зоопарк, были даже в Музее метро. Она учит меня новому, например, готовить, лучше ориентироваться в транспорте. С моими обычными друзьями тоже интересно, но с Настей — по-особенному. Я рад, что мы дружим!», — поделился воспитанник «Каховских ромашек» Георгий.

Важно, когда наставник становится прочной частью социальной картины мира подопечного — человеком, который рядом, с которым можно всегда пообщаться, поделиться важным. «Я знаю, как Георгий в мечтах о будущей жизни оставляет место и Анастасии, тому, как они продолжат дружить. И это очень радостно», — рассказала Наталия Холостова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы