Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Зачем ребенку из социального учреждения наставник? Опыт ЦССВ «Каховские ромашки»

22 июня 2020 года

1253

Мы часто слышим о разнообразных благотворительных программах с участием детей, оставшихся без родительского попечения. Профориентация, общение с ветеранами, различные бесплатные образовательные проекты... В последнее время все чаще о себе заявляет наставничество. Что это? В Центре содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» уже давно знакомы с наставничеством и радуются его плодам.

Наставник — старший друг

«Волонтеры-наставники — это взрослые, берущие на себя ответственность осознанной дружбы с ребенком, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. У нас в ЦССВ «Каховские ромашки» очень многое делается для того, чтобы наши воспитанники скорее нашли себе семью, а во время пребывания в Центре росли счастливыми и здоровыми. Но даже самый лучший специалист не может заменить ребенку родителя. Проблема сиротства — вызов для всего общества, ведь только сообща мы можем действительно эффективно помочь детям в беде. Наставники — наши верные партнеры в этом деле», — рассказала руководитель подразделения по комплексному психологическому взаимодействию семьи и ребёнка ЦССВ «Каховские ромашки» Людмила Фомичева.

Специалист отметила, что подобные волонтеры для ребенка не просто значимые взрослые и старшие друзья, наставники помогают подопечным социализироваться, чувствовать себя увереннее, открывать для себя мир вне социального учреждения. Общение ребенка с наставником — долгосрочное, минимум на год. Товарищи поддерживают связь друг с другом, периодически встречаются, проводя время в парках, театрах, музеях и на других интересных им площадках. Зачастую наставник остается рядом с подопечным и после его выпуска из Центра. Помогает определиться с профессией, построить быт, поддерживает советом в семейной жизни.

Наставники для сирот — кто они

«Индивидуальное наставничество — стержень деятельности благотворительного фонда «Старшие Братья Старшие Сестры». Мы занимаемся поиском и подготовкой волонтеров, которые затем становятся наставниками для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Работа ведется не только в социальных учреждениях, но и в приемных семьях, где в силу разных обстоятельств ребенку требуется поддержка. С ЦССВ «Каховские ромашки» мы работаем с 2007 года — центр был вторым учреждением в Москве, с которым мы начали взаимодействовать. За время нашей дружбы в программе наставничества поучаствовали более 130 ребят с Каховки, и сейчас у нас 20 общих пар воспитанник-волонтер», — отметила куратор-психолог благотворительного фонда «Старшие Братья Старшие Сестры» Наталия Холостова.

Кандидатуры волонтеров заранее проверяются, а в связке с каждой парой работают психологи. Они следят, получается ли построить гармоничные дружеские отношения, отвечают на возникающие у наставника вопросы. Воспитанник «Каховских ромашек» Георгий и волонтер Анастасия общаются уже около трех лет. По словам специалистов, с самого начала им удалось добиться наиболее важного — построить фундамент доверия.

«Я решила стать наставником, потому что люблю общаться с детьми. Дети смотрят на мир не так, как взрослые, — более непосредственно и легко. Интересно соприкасаться с этим взглядом, следить за тем, как маленький человек развивается в большого. Я работала с 18 лет в детских лагерях, но после университета уже не было времени на совмещение. Начала думать, как продолжить общение с ребятами и однажды прочитала о программе наставничества в фонде «Старшие Братья Старшие Сестры». Идея мне понравилась, я подала заявку, и все закрутилось» — поведала волонтер организации Анастасия Тимоничева.

Наталия Холостова отметила, что детям в социальных учреждениях из-за предшествующего негативного опыта зачастую сложно доверять взрослому, нет уверенности в том, что он будет рядом, не променяет их на что-то. В то же время общение с наставником является для ребенка некой точкой опоры: вот он, взрослый, с которым ты дружишь на протяжении нескольких лет, он уже прошел с тобой через определенные трудности и не оставил. Так строится доверие к старшим.

Из наставника — в родителя

В «Каховских ромашках» есть действительно счастливые истории наставничества. Один волонтер оформил опеку над ребенком, с которым общался: после полугода общения они поняли, что хотели бы стать семьей. Другой наставник познакомил «младшего» с его будущими приемными родителями. Зная людей из своего круга, которые бы подошли подопечному и были готовы к нужному шагу, «старший» познакомил ребенка с ними и в дальнейшем поспособствовал объединению. Еще одна из волонтеров, являясь руководителем крупной организации, помогла ребенку с обучением, а затем взяла к себе на работу.

В чем-то ресурсы наставника шире, чем у воспитателя. Первый воспринимается ребенком не как вышестоящая фигура, которая «воспитывает» и «учит» жить, а почти как равный. Общение с равным — уже другой канал взаимодействия, и порой волонтеру легче, чем воспитателю узнать у ребенка его проблемы, дать авторитетный совет. «Наставник — это партнер для специалиста ЦССВ. Он не может заменить воспитателя или, например, соцработника, но зато эти фигуры хорошо дополняют друг друга», — подчеркнула Людмила Фомичева.

«С Гошей мы — друзья, однако, с поправкой на то, что наставники выполняют роль «больше, чем друга»: ведь ты несешь за младшего ответственность. В нашей истории были и непростые моменты, и радостные. Например, в самом начале Гоша слишком большое внимание уделял материальной стороне наших взаимоотношений, частенько просил купить ему ту или иную вещь. Я мягко отказывала ему, пыталась объяснить, почему так, чтобы он понял, не подумал, что дело в моей жадности или в том, что он почему-то «недостоин» этой игрушки. Сейчас с этим уже намного легче. Что запомнилось из радостного? На самом деле каждая встреча — радость! Как-то мне пришла идея отвести Гошу на занятие по компьютерной грамотности. Сначала он не хотел и возник вопрос: стоит ли ребенка подтолкнуть, если сам он против? Ведь он и не представляет, что его ждет! Всё-таки я настояла, он согласился. Когда Гоша вышел с занятия, он был очень доволен, ему понравилось. Я так обрадовалась! Ведь он узнал что-то новое, полезное. Подобные моменты для меня просто лучшие!», — поделилась Анастасия Тимоничева.

Юноша тоже дорожит их с наставником Анастасией дружбой. «Настя для меня, как сестра. Мы здорово проводим время: ходим гулять, на батуты, в зоопарк, были даже в Музее метро. Она учит меня новому, например, готовить, лучше ориентироваться в транспорте. С моими обычными друзьями тоже интересно, но с Настей — по-особенному. Я рад, что мы дружим!», — поделился воспитанник «Каховских ромашек» Георгий.

Важно, когда наставник становится прочной частью социальной картины мира подопечного — человеком, который рядом, с которым можно всегда пообщаться, поделиться важным. «Я знаю, как Георгий в мечтах о будущей жизни оставляет место и Анастасии, тому, как они продолжат дружить. И это очень радостно», — рассказала Наталия Холостова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Поделиться:

Новости по теме