Подростковый возраст — противоречивое и непростое время в жизни любого человека. С одной стороны, открываются новые возможности, перспективы, появляется ощущение самостоятельности. С другой — возникает тревога за будущее, гормональная перестройка, влекущая за собой смену настроения. А порой и взрослые не воспринимают всерьез твои мысли, идеи, планы... Еще сложнее, если ребенок живет с неизлечимой болезнью, информация о которой может смутить и напугать тех, чьи знания о ВИЧ не всегда соответствуют действительности. Помочь ВИЧ-инфицированным подросткам из ЦССВ и приемных семей найти себя в этом мире призван проект «Трамплин» благотворительного фонда «Дети+».

Научить жить с ВИЧ

ВИЧ-инфекция превратилась из чисто медицинской проблемы в медико-социальную. Врачи еще не научились излечивать эту болезнь полностью, но за последнее десятилетие ситуация кардинально изменилась. При условии своевременного и правильно подобранного лечения болезнь перестает быть смертельно опасной и превращается просто в хроническую. Дети и взрослые могут жить полноценной жизнью, учиться, работать, заниматься спортом. В быту этот вирус совершенно не представляет опасности. Но мифы вокруг болезни продолжают жить и вынуждают сталкиваться с нарушением прав, дискриминацией.

Очевидно, что подростки, живущие с ВИЧ, уязвимы и нуждаются в дополнительной поддержке. Одним из способов такой поддержки стал проект наставничества благотворительного фонда «Дети+». Проект реализуется с 2018 года и представляет собой программу отбора и подготовки наставников для общения с подростками с ВИЧ. Психологи фонда знакомят потенциальных наставников с особенностями подросткового возраста, отрабатывают навыки эффективного общения, обсуждают вопросы, связанные с заболеванием. Кроме того, они формируют у волонтеров понимание важности приверженности лечению, дают информацию о путях передачи инфекции, учат обсуждать разные значимые темы. Это делается для того, чтобы у подростка в лице наставника появился не просто товарищ, с которым можно интересно провести время, но и значимый взрослый, готовый говорить на самые неудобные и сложные темы.

Наставник передает знания и опыт

Наставник нужен не только ребятам, воспитывающимся в ЦССВ. Но и для приемных родителей он может стать союзником в непростом деле воспитания подростка. «Одними из первых вступили в проект приемные семьи, состоящие на сопровождении в ЦССВ „Соколенок“, которые воспитывают „детей-плюсиков“. Есть пары, которые уже завершили участие в проекте, но есть и те, кто почти два года продолжает общение и проходит вместе с наставниками этапы взросления подростка», — рассказывает начальник отдела содействия семейному устройству, сопровождения кровных и замещающих семей ЦССВ «Соколенок» Полина Гальцова.

В 2019 году к проекту присоединились ребята, живущие в ЦССВ «Радуга» и «Алые паруса».

«Отношения между наставником из фонда „Дети+“ Светланой и нашим Сережей (имена изменены) сложились очень дружественные и теплые. С большой радостью ребенок ходит на прогулки с наставницей. На них расширяются границы взаимодействия мальчика с миром, обогащается его познание о жизни вне учреждения. Сережа всегда ждет встречи с наставницей и после каждой делится своими впечатлениями. Такое общение положительно влияет на его общее развитие, социализацию и дальнейшую адаптацию в обществе», — считает заведующая отделением ЦССВ «Алые паруса» Татьяна Голубцова.

Положительное влияние такого общения на подростка отмечает и социальный педагог «квартиры», в которой живет мальчик в Центре: «Общение Сережи с волонтером-наставником носит неформальный характер, наполнено теплотой и искренней заботой, желанием помочь и поддержать ребенка. У мальчика наблюдается душевный подъем и уверенность в своих силах, стремление быть лучше, порадовать свою наставницу успехами в учебе. Светлана обычно предлагает ему такие активности, в которых Сережа мог бы приобрести новые навыки, узнать что-то для себя прежде неизвестное, познакомиться с интересными людьми.

Вместе и в радости, и в самоизоляции

Период самоизоляции стал испытанием как для ребят, живущих в ЦССВ, так и для наставников. Последние были настроены на регулярное общение с подростками, но столкнулись с разными трудностями, начиная от невозможности приехать в гости к подопечному (а позже и собственных эмоций, связанных с необходимостью находиться в замкнутом пространстве, сужения круга и способов общения), заканчивая техническими трудностями. Но благодаря поддержке специалистов и пониманию своей миссии, взрослой позиции и вере в важность своей роли в жизни подростков наставники справились.

«Самоизоляция — не катастрофа! Человеку нужно общаться с другими людьми. А еще видеть лицо, глаза другого человека! Видеосвязь тут очень помогает. Мы общались фактически каждый день, понемногу, минут по 10-15. Просто говорили. Иногда в этом общении поднимались и сложные темы, например, мой подопечный поделился воспоминаниями о родителях. Человеку, независимо от возраста, нужно выговориться. Мы говорили о настроении, о комнате, друзьях, здоровье, обсуждали, чем моего младшего товарища кормили, чем он занимался, говорили о пользе чтения книг, о компьютерных играх и т. п. Думаю, общение было полезно нам обоим!» — делится впечатлениями один из наставников — участников проекта.

За время изоляции подопечный этого наставника успел полежать в больнице с травмой, отпраздновать день рождения, и все это  временя общение в их паре не прекращалось. По наблюдениям кураторов проекта наставничества, эмоциональная связь стала глубже, а общение — более регулярным, чем в обычном режиме.

Практически все наставники отмечают сложности, связанные с тем, что пришлось резко перестраиваться на онлайн. Первое время у многих волонтеров опускались руки от трудностей с коммуникацией, подростки долго не отвечали, не перезванивали, общение было, по их ощущениям, отрывистым и несодержательным, гораздо более трудным, чем при личных встречах. Для многих выходом и способом для восстановления близости в общении стали видеозвонки. Видеочаты позволили не только увидеть друг друга, но и «заглянуть в жизнь» другого, что оказало положительное влияние на контакт. «Самое ценное для меня лично — желание Маши встретиться как можно быстрее после снятия ограничений», — говорит одна из наставниц.

«Со своим наставником из благотворительного фонда „Дети +“ я познакомился в Центре осенью 2019 года. Я обсуждаю с ним все волнующие меня вопросы и проблемы, так как доверяю ему как лучшему другу. Во время самоизоляции мое общение с ним продолжалось. Мы поддерживали контакт с помощью видеосвязи, телефонных разговоров. На мой день рождения, который был в апреле, он мне передал через воспитателя подарок. Мне было очень приятно и радостно. Я очень хотел бы с ним встретиться очно и пообщаться. С большим нетерпением жду этой встречи. Я доволен, что у меня есть такой друг и наставник, который мне может помочь в любое время», — не сдерживает эмоций 16-летний Сережа из ЦССВ «Радуга».

Возможно, еще рано делать выводы, первые встречи после периода изоляции только предстоят парам проекта, но у организаторов и наставников есть уверенность в том, что этот период был не только испытанием для всех, но и возможностью лучше узнать друг друга, проникнуться доверием, увидеть, что наставник не исчезает из-за малейших трудностей, а, значит, ему можно доверять! И как следствие доверия к наставнику у подростка может появиться больше уважения к самому себе, способность прислушиваться к словам наставника, соблюдать приверженность лечению и лучше заботиться о своем здоровье, а, следовательно, жить полной жизнью.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы