Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

От навыков оказания первой помощи до развития эмоционального интеллекта. Как обучают специалистов социальной сферы Москвы

30 июля 2025 года

От навыков оказания первой помощи до развития эмоционального интеллекта. Как обучают специалистов социальной сферы Москвы

Рассказываем, какие программы переподготовки и повышения квалификации могут пройти специалисты соцзащиты, что такое костюм эмпатии, какие навыки студенты отрабатывают на симуляторах и о чем специалисту нельзя забывать при работе с людьми.

Непрерывное обучение — один из главных трендов образования. Оно особенно важно для сотрудников социальной сферы, ведь забота о людях требует множества знаний и навыков, чуткости и умения найти общий язык с каждым. Развивать компетенции помогает Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Москвы. В этом году он отпраздновал 17 лет со дня основания.

Корреспондент mos.ru посетил учебную площадку и узнал, как готовят сотрудников соцзащиты. Можно ли освоить профессию с нуля, как выглядит симуляционный кабинет, почему навыки оказания первой помощи нужны всем специалистам и какие научные исследования проводят педагоги — в нашем материале.

Наука заботиться о других

Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы расположен по адресу: 1-й Басманный переулок, дом 10. В современном светлом пространстве днем тихо: в аудиториях идут занятия. Вестибюль украшен коллажем с фотографиями преподавателей и учащихся, собранным к 17-летию института. Нас встречает директор Игорь Тимофеев. Он рассказывает, что среди студентов — специалисты семейных центров, центров московского долголетия, психологи, логопеды, инструкторы лечебной физкультуры, социальные инспекторы и другие работники социальной сферы.

«Москва задает высокую планку, постоянно внедряя новые технологии и стандарты оказания услуг. Сотрудникам социальной сферы следует развиваться вместе с городом. В институте проводят разные курсы — от программ профессиональной переподготовки продолжительностью шесть — девять месяцев до онлайн-тренингов, пройти которые можно за час. Например, мы готовим специалистов по надомному обслуживанию: кандидаты на должность изучают особенности ухода за людьми старшего возраста, тонкости взаимодействия, в том числе при когнитивных изменениях. Также можно получить профессию медиатора — посредника при семейных конфликтах. Курсы повышения квалификации предназначены для тех, кто хочет совершенствоваться в своем деле. Прокачиваем и мягкие навыки: умение договариваться, доносить свою мысль, слышать собеседника», — отметил он.

Фото М. Денисова. Mos.ru

В институте также открыта школа родственного ухода. В ней москвичи могут узнать, как позаботиться о маломобильных и пожилых близких: как безопасно перемещать, кормить, помогать соблюдать гигиену. Занимается институт и научными исследованиями.

«Вся наша работа сводится к одной миссии — содействовать благополучию человека», — подчеркнул Игорь Тимофеев.

Сердечно-легочная реанимация и костюм эмпатии

Перед тем как отправиться на практику в городские центры, студенты оттачивают навыки в симуляционном классе. Мы поднимаемся на второй этаж и заходим в просторный зал, где идет урок по оказанию первой помощи. Этим навыкам учатся все специалисты социальной сферы, чтобы в экстренной ситуации действовать быстро и грамотно.

На полу лежит манекен — полноразмерная модель человека с гибкой грудной клеткой. Преподаватель Светлана Моисеенко демонстрирует, как выполнять сердечно-легочную реанимацию, а затем предлагает попробовать студентам. Она регулирует ритм и глубину их компрессий, объясняет, почему следует сменяться: спасатель устает через пару минут, что влияет на качество реанимации.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Затем группа разбирается, что делать, если человек старшего возраста упал. По словам педагога, в доме для него особенно опасны ковры, провода и ванна. Если он споткнулся или поскользнулся и упал, первым делом надо успокоить себя: суета навредит. Затем нужно успокоить пострадавшего, выяснить, может ли тот пошевелить ногами, руками, головой. При подозрении на перелом необходимо вызвать скорую помощь.

Следующая тема — прием Геймлиха. Его применяют, если в дыхательные пути человека попал инородный предмет. Помощница педагога надевает учебный красный жилет. Трубка имитирует дыхательные пути, мягкая груша с воздухом — диафрагму. Светлана Моисеенко кладет в трубку пластиковый колпачок, обхватывает помощницу сзади и резко сжимает грушу. Колпачок вылетает.

Преподаватель поясняет, что лежачих пациентов перед приемом пищи следует усаживать — так они не подавятся, и прием Геймлиха не понадобится. Она подходит к койке, в которой лежит манекен, и показывает верное кормление: аккуратно усаживает его, подкладывает подушку, пользуется адаптивной посудой. На нем также обучают слушателей школы родственного ухода.

Фото М. Денисова. Mos.ru

«У нас учат, как в стремлении помочь не надорвать ни спину, ни душу»

Кроме того, в симуляционном центре есть костюм эмпатии — девайс с перчатками, очками, берушами, утяжелителями и накладками, создающий ощущение тяжести в спине, слабости в суставах, плохого зрения и слуха. Благодаря ему можно почувствовать себя в теле человека старшего поколения.

«У меня медицинское образование. В институте я преподаю оказание первой помощи, долговременный уход и социальную реабилитацию. Восхищаюсь людьми, которые работают в этой сфере. Заботиться о других нелегко. У нас учат, как в стремлении помочь не надорвать ни спину, ни душу. Например, чтобы избежать выгорания, необходимо восполнять энергию. Встречи с близкими, театры, экскурсии, путешествия — рецепт у каждого свой. В работе с людьми нельзя дать себе угаснуть», — призналась Светлана Моисеенко.

Пресс-служба комплекса социального развития Москвы

Общаемся со слушателями урока. Среди них Сергей Белов, помощник по уходу в геронтологическом центре «Дмитровский». В его обязанности входит забота о жителях учреждения и их сопровождение в больницы. При работе со слабослышащими он выступает как сурдопереводчик.

«Для помощников по уходу особенно важна психологическая подготовка, потому что забота о людях старшего возраста забирает много моральных ресурсов. Важно проявлять внимание, сочувствие, терпение. Профессиональные навыки тоже надо развивать. Я уже был знаком с правилами оказания первой помощи, но этот курс оказался подробнее, с практикой на современных тренажерах. Планирую посещать и другие занятия института. Также я учусь в медицинском колледже, что помогает мне в работе», — поделился Сергей Белов.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Лилия Ким, помощник воспитателя центра сопровождаемого проживания «Гурьевский», совмещает работу с учебой на клинического психолога. Она занимается социализацией молодых людей с особенностями здоровья: объясняет им, как совершать покупки, готовить еду, держать дом в чистоте, управлять финансами.

«Работникам социальной сферы нужно постоянно обучаться. В нашем центре сопровождают разных ребят, нужно многое знать: потребности людей с ДЦП, пренатальными травмами, органическими нарушениями мозга. Кроме того, Москва меняется, и мы должны меняться вместе с ней. Мы помогаем воспитанникам изучать новые технологии, такие как оплата улыбкой на кассах, оплата проезда по биометрии в метро. Институт располагает всеми условиями, чтобы мы могли совершенствоваться. Квалифицированные педагоги, современное оборудование, красивое здание — обучение на высоком уровне», — считает она.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Тренировка лидерских качеств для руководителей

Институт предлагает программу и для руководителей социальных учреждений. Переходим на четвертый этаж, заглядываем в шумную аудиторию. Разбившись на группы, студенты выполняют задания. Тренинг посвящен публичным выступлениям. Педагог Елена Сильванович поясняет, как привлечь внимание аудитории: делиться случаями из жизни, приводить цитаты, в конце резюмировать рассказ и призвать к действию.

«Я помогаю тренировать гибкие навыки: управление командой, урегулирование конфликтов, эмоциональный интеллект. Лекциям предпочитаю взаимодействие: так в каждом участнике происходит маленькая трансформация. Чтобы оставаться профессионалом своего дела, сотруднику соцзащиты нужно находиться в среде, мотивирующей к развитию: в ней можно научиться новому, обменяться опытом, побыть в кругу единомышленников. Институт дополнительного профессионального образования именно такая среда», — уверена Елена Сильванович.

Фото М. Денисова. Mos.ru

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме