14 августа 2023 года
14 августа во многих странах мира отмечается День финансовой осведомленности. Рассказываем о том, как специалисты столичной соцзащиты учат подопечных планировать бюджет и помогают сформировать позитивные финансовые привычки.
Психологи сходятся во мнении, что учиться финансовому планированию и ответственному отношению к деньгам нужно с детства. Важно помнить, что здесь, как и во многих других ситуациях, работает личный пример значимого взрослого.
«Говорить с ребенком о деньгах можно сразу, как только он начинает проявлять к ним интерес. Расскажите, откуда они появляются в кошельке или на карточке, где работают родители, бабушки, дедушки. Детям скорее всего будет любопытно узнать историю финансовых расчетов: начиная с того, как в древности люди обменивались товарами, заканчивая цифровыми деньгами в XXI веке», — советует специалист Московской службы психологической помощи Владимир Михайлов.
По его словам, для начала можно купить копилку, вместе с детьми составлять семейный бюджет, объяснять, как делать сбережения. По мере взросления меняются и отношение к деньгам. В семейный центр «Планета семьи» обратились родители 12-летней Светланы — их беспокоили импульсивные траты дочери.
Психологи помогли родителям Светы составить систему поощрения — за то, что девочка ежедневно откладывала деньги, она получала небольшое вознаграждение. По рекомендации специалистов родители обсуждали с дочерью важность составления бюджета, постановки финансовых целей, разграничения потребностей и желаний. Света стала более осознанно относиться к тратам и теперь копит деньги на то, что считает действительно ценным.
По мнению специалистов, необдуманные траты могут быть и следствием низкой самооценки. С такой проблемой столкнулся 16-летний Дмитрий, который хотел дорогими покупками произвести впечатление на сверстников и справиться с чувством неполноценности. Консультации психолога семейного центра помогли юноше понять причины такой расточительности и сформировать позитивную самооценку. Дима стал внимательнее относиться к расходам и теперь руководствуется своими интересами, а не желанием получить одобрение окружающих.
В центрах содействия семейному воспитанию навыки финансового планирования начинают прививать с самого детства в игровой форме. Проводят тренинги, где изучают знаменитую пирамиду потребностей Маслоу: разобрав ее, педагоги предлагают ребятам решить, какие расходы необходимо планировать в первую очередь и как поступать с «лишними» деньгами, оставшимися после базовых трат.
«Почти всегда можно рассчитать, сколько денег в месяц уходит на оплату услуг ЖКХ, связь и транспорт, более или менее спрогнозировать расходы на еду, средства гигиены и бытовую химию. А вот сколько отложить в условную копилку, потратить на одежду и „блажи“ — этот выбор дети должны были сделать сами», — рассказывает методист Центра «Маяк» Анастасия Кононова.
Старшие воспитанники «Маяка» вместе со специалистами ходят по магазинам, пользуются общественным транспортом, услугами служб быта. Некоторые проходят углубленное обучение финансовой грамотности по программе «АдаптСервис».
В Центре для детей-сирот «Спутник» часто проходят встречи с горожанами старшего поколения из Центра московского долголетия «Таганский». В проекте «Серебряное наставничество» ребята и их старшие товарищи вместе общаются, занимаются творчеством, спортом, готовят и многое другое. Москвичи «серебряного» возраста становятся настоящими друзьями для воспитанников центра.
Недавно со своими наставниками ребята приняли участие в тренинге по финансовой грамотности. На занятии ребята сыграли в игру, похожую на «Монополию», — нужно было придумать идею для бизнеса и выстроить стратегию развития. «Запуская собственную пекарню, разрабатывая социальные проекты для получения грантов, дети смогли почувствовать и цену ошибки. Поддавшись азарту и сделав неоправданный ход, можно потерять все игровые сбережения, — описывает педагог Юрий Руфов. — Было заметно, как с каждым коном отношение к деньгам у ребят становилось более ответственным — они начали продумывать действия, чтобы не остаться банкротами».
Повышать финансовую грамотность ребята продолжают и после совершеннолетия. На встрече клуба выпускников в Центре имени Ю.В. Никулина недавно прошел экономический тренинг «Мой бюджет», где ребята учились эффективно распределять деньги. «Как условный бюджет мы использовали стипендию. Моей задачей было поделиться с ребятами опытом, который приходит вместе с началом самостоятельной жизни», — рассказывает выпускник Илья Набиулин. По мнению Ильи, в центрах содействия семейному воспитанию закладывают хорошую теоретическую базу и представления о планировании бюджета, а такие встречи помогают практике понять, почему так важно ответственно подходить к трате денег.
«Ребята убедились, что осознанные траты не означают тотальную экономию. Напротив, избавляясь от импульсивных покупок, можно откладывать на то, что действительно важно», — подчеркивает заведующая отделом постинтернатного сопровождения Центра имени Ю.В. Никулина Анна Магасумова.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья».
Для поддержки московских семей работают 21 городская организация помощи родителям с детьми. Все контакты и информацию об услугах можно найти на портале «Мой семейный центр». Там также можно оставить свое обращение в разделе онлайн-консультаций.
Бесплатную психологическую поддержку можно получить в Московской службе психологической помощи. Единый справочный телефон: 8 (499) 173-09-09. Также круглосуточно доступен телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского) и 8 (495) 051 (для мобильного). Работает чат психологической поддержки и форум.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы