Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Лучшие практики, профессиональное мастерство и любовь к людям: директор Института допобразования о том, как развивается профессия соцработника

9 июня 2023 года

Лучшие практики, профессиональное мастерство и любовь к людям: директор Института допобразования о том, как развивается профессия соцработника

В День социального работника директор Института дополнительного профессионального образования Ирина Германова рассказала, как меняется социальный комплекс Москвы, почему его сотрудникам важно регулярно совершенствовать свои навыки и как проходит обучение специалистов соцсферы.

- Ирина Анатольевна, за год в Институте дополнительного профессионального образования проходит обучение около 8 тысяч специалистов социальной защиты. Что объединяет этих людей?

- Обучающихся нашего Института объединяет любовь к людям. Они, действительно, работают с душой и хотят совершенствовать свои профессиональные навыки для того, чтобы улучшить качество жизни своих подопечных. У многих личные истории связанны с социальной защитой, эти люди знают не понаслышке, как должна оказываться помощь, и, соответственно, у них серьёзное отношение к собственной работе.

Наши слушатели очень разные, в зависимости от того, чем они занимаются. В институте мы даем основы профессионального мастерства людям, которые решили поменять сферу деятельности, связать свою карьеру с социальной работой. Мы также повышаем квалификацию опытных специалистов, например, по надомному обслуживанию, реабилитации взрослых и детей, повышаем экспертный уровень психологов учреждений опеки. Помимо этого, мы помогаем развивать управленческие навыки руководителей социальных учреждений.

Отмечу, что в профессию стали приходить молодые люди, которые осознанно сделали свой выбор в пользу социальной защиты.

- Каким должен быть современный сотрудник социальной защиты?

- В своей практике сотрудник социальной защиты взаимодействует с людьми, которые нуждаются в помощи и поддержке. Это могут быть какие-то временные неурядицы. Например, человек остается без работы или приобрел инвалидность, у него заболели родители или родился ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы успешно справляться с ежедневными профессиональными обязанностями, необходимо многое знать и уметь, например, оказать первую помощь или психологическую поддержку, проконсультировать по вопросам ухода и т. д. Это специфика нашей сферы. Поэтому так важен высокий уровень сервиса, качества услуг и клиентоцентричность. Социальная работа требует от специалиста вложить много душевных сил в своих подопечных. Социальные работники должны быть эмпатичными, но уметь справляться со своими эмоциями, чтобы избежать выгорания. Важно беречь этот баланс, уметь сохранить свои ресурсы, и, помогая другим, не сгореть самому. Наши специалисты искренне хотят приносить пользу, помогать людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

- Почему надо повышать квалификацию сотрудников социальной сферы?

- Потому что система социальной защиты очень динамично развивается, чтобы соответствовать требованиям современного общества. Меняются порядок и подходы предоставления услуг, внедряются новые технологии. Социальные работники должны постоянно предлагать какие-то новые возможности для граждан. Например, за счет развития медицины, появляются новые средства реабилитации детей и взрослых. Сотрудник соцзащиты должен не только знать, что они существуют, но и уметь их применять.

То же самое можно сказать и о цифровизации. Современный специалист обязательно должен уметь работать с электронными сервисами, например, записать подопечного в поликлинику, оформить необходимые документы, заказать доставку продуктов, лекарств и так далее. Чтобы отвечать требованиям современной жизни и помогать подопечным, социальным специалистам необходимо развиваться в профессии и повышать уровень компетенций. Наш Институт является тем самым источником знаний для представителей социальной защиты. Специалисты ИДПО изучают самые современные подходы, инструменты и помогают нашим соцработникам внедрять лучшие практики и достижения современной науки в их повседневную работу.

- Научная работа Института помогает преобразовать социальную сферу?

- Социальная сфера и научное знание объединяются в нашем Институте. Профессорско-преподавательский состав и специалисты Научно-исследовательской лаборатории изучают лучшие российские и зарубежные практики социальной защиты, проводят исследования и предлагают решения по развитию и масштабированию социальных проектов. Специалисты изучают общественное мнение с помощью опросов, анкетирования, проведения интервью.

Результаты исследования ярко демонстрируют актуальные запросы горожан, на их основе формируются новые социальные программы, а еще совершенствуются образовательные продукты ИДПО. Например, исследование общественного мнения способствует развитию городских проектов «Школа родственного ухода» и «Школа приемных родителей».

Также в Институте регулярно проводятся конференции, круглые столы и другие мероприятия, где эксперты социальной сферы могут поделиться актуальными трендами, презентовать результаты работы своего учреждения, выступить с той или ной социальной инициативой.

Мы с коллегами большие поклонники доказательных подходов как в социальных, так и в образовательных практиках. Каждый ученый совет ИДПО не проходит без активного обсуждения, бурных дискуссий, особенно если речь идет об утверждения тем научных работ, исследований, новых образовательных программ.

Благодаря этому я могу со стопроцентной уверенностью сказать: систему нашего дополнительного профессионального образования затронули позитивные изменения. Мы умело сочетаем теорию и практику, используем лучшие модели управления и в результате наши слушатели получают качественные знания и интересный образовательный опыт, нетипичный для обычной программы повышения квалификации.

- По каким основным направлениям происходит обучение?

- Ключевые направления: социальная работа, поддержка семьи и детства, реабилитация и социальная интеграция, долговременный уход, поддержка старшего поколения, повышение личной эффективности.

Каждый год мы разрабатываем и внедряем новые учебные программы и тренинги, проводим очные и дистанционные образовательные мероприятия. Например, многим специалистам социальной защиты понравился формат открытых бесплатных лекций нашего проекта «Лекторий ИДПО» или вебинары «Галактика детства». Это еще раз подтверждает, что сотрудники социальной защиты любознательны и интересуются своим развитием.

- Как организовано обучение для социальных работников?

- В ИДПО обучение проходит как онлайн, так и офлайн. Иногда мы используем смешанные форматы, когда некоторые занятия проводятся в аудитории, а другие –  дистанционно. В целом, все зависит от темы, предмета и направления обучения. Важно помнить, что мы обучаем взрослых людей, и этот процесс совсем не похож на обучение детей или студентов. Взрослый человек всегда критически анализирует новую информацию и соотносит ее со своими знаниями и опытом, и уже только после этого выбирает, запомнить ее или нет. Новые знания мы транслируем на занятиях так, чтобы слушатели могли применить их на практике, причем мы часто практикуемся на реальных примерах из жизни, а не на придуманных или учебных ситуациях.

- Каким образом происходит отработка практических навыков?

- Самый яркий пример — обучение долговременному уходу и первой помощи. Наши слушатели отрабатывают полученные навыки в симуляционных классах ИДПО на интерактивных манекенах. Потому что можно 1000 раз посмотреть фильм о том, как делать искусственное дыхание или проводить сердечно-легочную реанимацию, но, когда ты становишься на колени перед манекеном, который, как человек «дышит», и начинаешь проводить необходимую процедуру, это совсем другие ощущения. Симуляционные тренажеры помогают наработать необходимую практику, чтобы не растеряться в реальной ситуации. Это привносит и игровой момент в обучение, поэтому участникам, действительно, интересно учиться.

- То есть обучение может быть совсем не скучным?

- Я подчеркиваю, обучение должно быть увлекательным. И надо сказать, команда ИДПО в этом преуспела. Мы активно внедряем в свою работу инструменты, которые позволяют сделать обучение максимально комфортным, приятным и интересным для слушателя.

- Возможно, поэтому опыт Института интересен специалистам социальной защиты из регионов России?

- Да, это, действительно, очень важный момент. Коллеги из разных регионов страны интересуются нашей экспертизой. Сейчас мы сотрудничаем с представителями из 53 регионов России. Мы регулярно обмениваемся опытом и лучшими практиками с коллегами и это здорово, потому что позволяет повысить качество социальной работы в стране. Мы всегда открыты для разных форматов сотрудничества.

Источник

Теги

Новости по теме