7 декабря 2022 года
В особых семейных центрах столицы поддерживают более тысячи детей с особенностями развития, около половины из них маломобильны. Для каждого ребенка специалисты создают наиболее комфортные условия для развития. Сотрудники особого семейного центра «Роза ветров» рассказывают, как в решении этой задачи помогают интерактивные спектакли.
В поиске эффективных приемов для развития коммуникативных навыков у особых детей музыкальный руководитель особого семейного центра «Роза ветров» Светлана Сёмина предложила формат интерактивного спектакля.
«Важно включать детей в образовательно-развивающую сферу с учетом их особенностей. Интерактивный спектакль открывает для маломобильных детей возможность взаимодействовать, быть вовлеченными в общее действие, чувствовать сопричастность. Мы наблюдаем положительный эффект — искреннюю радость и эмоциональный отклик детей», — подчеркнула музыкальный руководитель особого семейного центра «Роза ветров» Светлана Сёмина.
В таких постановках специалисты особых семейных центров используют предметы и материалы, которые помогают ребенку познавать мир. К каждому представлению педагоги создают специальный реквизит, который обладает разнообразными свойствами — плоские, объёмные, звенящие предметы. Например, лепестки цветов не только радуют глаз яркими цветами, но и шуршат, а тактильная игрушка «Огонёк» из мягкого фетра позволяет детям почувствовать и изучить материал, нажать на фонарик и зажечь свет.
Как доступно и просто познакомить детей с темой загрязнения водоемов? Этот экологический вопрос педагоги взяли за основу спектакля «Море — это дом». Так, голубое полотно стало морской гладью, а дети под тематическую песню очистили ее от пластикового мусора.
Благодаря таким интерактивным элементам дети с расстройством аутического спектра, которые зачастую держатся в стороне от окружающих, легче идут на контакт. 10-летний Максим передвигается на инвалидном кресле. Мальчик замкнут. Но, став участником интерактивного спектакля, он начал реагировать на музыку и декорации, взаимодействовать с другими детьми, тактильно знакомился с реквизитом. В течение всего спектакля на лице у Максима была улыбка, и он был искренне рад.
Возможность проявить себя
У 8-летней Маши детский церебральный паралич. Ей трудно удерживать в руках те или иные предметы. На занятиях специалисты предлагали девочке поиграть на музыкальных инструментах, помогая и придерживая ее руку. Маша научилась держать в руках колокольчик и ложки, а затем — извлекать звуки из инструментов, что вызвало у нее массу положительных эмоций. Недавно в интерактивном спектакле по мотивам сказки «Страшный пых» она сыграла Ежика.
«Прежде Маша боялась большого количества людей, начинала плакать, если в группу входил кто-то незнакомый. А на сцене перед большим количеством ребят и педагогов она совершенно другая — активная, веселая, уверенная. Страх ушел», — рассказала воспитатель особого семейного центра «Роза ветров» Ирина Ладинская.
Осенняя сказка про ёжика «Страшный пых», по мотивам которой был поставлен один из интерактивных спектаклей, подходит для детей самого маленького возраста с разными особенностями здоровья. Незрячий ребёнок не может увидеть спектакль, но слышит голоса артистов и музыкальное сопровождение, одновременно с этим тактильно знакомится с героями произведения.
По мнению специалистов центра, интерактивный спектакль — эффективный метод коррекционно-развивающей работы с детьми. Комплексная деятельность, которая сочетает музыку, движение, драматургию, игру, объединяет ребят, дарит им радость и даёт возможность проявить себя.
«Интерактивные спектакли помогают специалистам находить ключик к эмоциям детей, одновременно с этим развивая сенсомоторные, коммуникативные и социальные навыки», — отметила Светлана Сёмина.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы