Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Специалисты столичных семейных центров учат детей чтению с помощью современных методик

24 августа 2022 года

Специалисты столичных семейных центров учат детей чтению с помощью современных методик

В столичных семейных и особых семейных центрах с начала года проведено более пяти тысяч занятий по развитию речи. Чтобы помочь ребенку, в том числе с особенностями развития, научиться читать, специалисты используют метод глобального чтения. Подробнее об этом рассказывают специалисты центров.

Чтение служит проводником к самообразованию, делает человека грамотным и независимым. Чтобы привить детям любовь к литературе и развить речь, специалисты используют глобальное чтение. Ребенок воспринимает информацию сразу в нескольких видах: зрительно, на слух и тактильно.

На занятиях по глобальному чтению ребенку показывают карточки с подписями, выполненными ярким цветом и крупным шрифтом. Демонстрация карточек происходит в быстром темпе, а их смена — в одинаковом ритме. Дети усваивают информацию на подсознательном уровне. За одно занятие можно показать около 10 карточек одной тематики.

Картинки должны быть связаны с основными жизненными темами — игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы. Лучше начать с перечисления игрушек. Во время занятий следует брать слова, различные по звучанию. Например, «кукла» и «мяч». Специалисты советуют не использовать похожие слова, такие как «мишка» и «машинка». Специалисты раскладывают таблички к игрушкам или картинкам, объясняя, что на них написано. Ребенок запоминает и затем старается сам соотнести название и предмет.

Постепенно он запоминает буквенный состав слова. В дальнейшем по мере формирования навыка глобального чтения и узнавания слова необходимость в рисунке как визуальной поддержке отпадает.

Параллельно с глобальным чтением детей учат печатать знакомые слова. Сначала им показывают таблички-слова, затем уже без них ребенок печатает слово, опираясь на изображение предмета. В результате дети пишут, воспринимая информацию на слух.

Очень важно закрепить полученный навык и сделать его привычным, для этого необходимо заниматься дома. «Родителям следует постоянно тренировать речь ребенка. Это влияет на качество произношения и дальнейшее успешное обучение. Главное — выполнять рекомендации специалистов и запастись терпением. Глобальное чтение помогает развивать речь, зрительное восприятие, память ребенка, расширять словарный запас», — сказала психолог семейного центра «Горизонт» Надежда Хламова.

Этот метод особенно эффективен для детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. Здесь на помощь приходят специалисты особых семейных центров. Причина в том, что если у ребенка слабо развита речь, то его память, внимание, воображение и мышление не могут развиваться в полной мере.

Специалисты центров используют в своей работе индивидуальный подход. Они помогли 10-летнему Игорю. В три года мальчику диагностировали расстройство аутистического спектра. Мама мальчика Галина переживала, что сын испытывает трудности в общении и чтении. Его не понимали сверстники, у Игоря не получалось говорить целыми предложениями, он использовал только отдельные слова. Специалисты порекомендовали метод глобального чтения. Игорю показывали слово целиком и предмет, к которому оно относится. Мальчик запоминал буквы, как картинки, в голове соотносил изображения и названия. Спустя пару недель он освоил несколько слов, смог безошибочно сопоставить картинки и слова. После этого можно переходить непосредственно к чтению.

«Благодаря работе специалистов особого семейного центра Игорь стал произносить больше слов. С каждым занятием у него повышалась мотивация. Сейчас сын с удовольствием читает небольшие рассказы, обращается с просьбами, рассказывает о событиях в школе, разговаривает с другими детьми», — сказала Галина.

Сильная сторона в обучении детей с особенностями развития — их зрительная память. Она помогает ребенку подмечать тонкости, лучше запоминать детали событий.

«Такие дети могут воспринимать информацию целиком, как бы „фотографируя“ все вокруг. Поэтому на занятиях специалисты не учат их читать по слогам, а показывают слово целиком. Дети запоминают его как картинку, написанную из букв. Такая методика помогает понимать речь и дает возможность общаться, высказывать свои желания», — отметила дефектолог особого семейного центра «Роза ветров» Татьяна Козлева.

Справочно

Для поддержки московских семей работают 26 городских организаций помощи родителям с детьми: 23 семейных центра, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».

Подробную информацию об услугах центра можно узнать на портале «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, с ним свяжутся и проконсультируют в течение одного рабочего дня.

Специалисты центров осуществляют психологические консультации, налаживают детско-родительские отношения, оказывают правовую помощь, работают с подростками, проводят тренинги и развивающие занятия. В учреждениях создана служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме