10 августа 2022 года
В центрах содействия семейному воспитанию и особых семейных центрах столицы большое внимание уделяется творческой самореализации юных москвичей. Рассказываем о традиционных и новых методиках.
У ребят из центров для детей-сирот есть возможность развить в себе самые разные таланты — для них созданы и работают театральные, вокальные, хореографические и даже цирковые студии. Занятия помогают детям находить новых друзей, преодолевать разные страхи и стеснение, определяться с будущей профессией.
Центр содействия семейному воспитанию имени Ю.В. Никулина известен своими цирковыми традициями. Ребят здесь обучают основным приемам и принципам клоунады — одного из самых сложных цирковых жанров. Занятия по цирковому искусству снижают у детей тревожность и страхи, способствуют развитию коммуникативных навыков.
«Ребята учатся понимать свои чувства, выражать их вербальными и невербальными способами, понимать эмоции своих сверстников, быстро устанавливать контакт с новыми людьми. Это особенно важно для ребят с особенностями в развитии», — отмечает заместитель директора центра имени Ю.В. Никулина Валентина Воеводкина.
С никулинцами работают профессиональные педагоги, действующие артисты и ветераны российского цирка. Для педагогов важно развить творческий потенциал каждого ребенка: помочь ему поверить в себя, раскрыть талант и реализоваться в творчестве.
Многие дети-сироты добиваются успехов в цирковом жанре. Они выступают с клоунскими репризами на фестивалях и концертах, становятся победителями творческих конкурсов. В местном музее уже больше 25 лет хранится цирковой костюм легендарного Юрия Никулина — мэтр подарил его воспитаннику центра, который покорил его своим выступлением на одном из концертов.
В Центре содействия семейному воспитанию «Спутник» дети занимаются в домашнем театре. Это относительно молодой коллектив, который уже успел выпустить премьерную постановку и побывать на нескольких фестивалях. Недавно ребята приняли участие в проекте «Республика ШКИД», где получили один из призов. Их спектакль «Золушка» получился интересным и современным и нашел свой отклик у зрителей и жюри.
«Юных актеров мотивировал результат, так что уже принято решение о постановке нового спектакля. Теперь осталось решить, какую именно пьесу будем ставить», — говорит руководитель театрального коллектива Валентина Лузина.
Психологи центра отмечают, что занятия актерским мастерством помогают воспитанникам развивать коммуникативные навыки, делают их более уверенными, целеустремленными. Кроме того, обязательные упражнения и тренинги на развитие дикции и ораторских способностей помогают ребятам поставить голос, красиво излагать свои мысли, не теряться перед аудиторией сверстников.
Театральной студии «Радуга в руках» Центра содействия семейному воспитанию «Маяк» больше пяти лет. За это время воспитанники приняли участие в нескольких московских и подмосковных фестивалях, собрав свою коллекцию дипломов. В этом году коллектив успешно вышел на всероссийский уровень, получив за спектакль «Аленький цветочек» второй приз на дебютном для себя конкурсе «Республика ШКИД».
В студии занимаются ребята разного возраста и с разными особенностями здоровья. «Ребята, которые первыми пришли в студию, без подготовки могли выполнять только самые простые действия. А сегодня они играют главные роли с текстом и пластикой», — рассказывает психолог и театральный педагог Ирина Полякова.
Юные актеры могут не только красиво прочитать выученный текст, но и подробно рассказать о своих персонажах: как они выглядят, какой у них характер, добрые они или злые, вредные или полезные. А это значит, что дети читают и успешно усваивают прочитанный материал.
Сцена помогает детям привыкнуть к тому, что на них смотрят и их слушают. «Ребята с ментальными нарушениями часто очень закрытые по характеру, стеснительные. Мы же показываем спектакли в залах на сотни мест, и ребята не боятся аудитории. Они первыми могут заговорить со сверстниками, найти друзей в летнем лагере, задать вопрос в транспорте или магазине. И эти умения куда важнее, чем призы на любых фестивалях», — говорит Ирина Полякова.
В работе с детьми с особенностями развития важен индивидуальный подход, поиск новых форм и методик. С начала 2022 года специалисты из особых семейных центров используют метод Флортайм в развитии эмоционального интеллекта у детей с расстройствами аутистического спектра. За этот период проведено уже более тысячи занятий.
Суть этого метода в том, что ребенок развивается во время игры, когда малыш чувствует себя комфортно и безопасно. Такие занятия не будут вызывать у него напряжения и усталости. Через игру со специалистом он учится общению, тренирует внимание, память, абстрактное и логическое мышление.
«Благодаря использованию этого метода дети учатся целенаправленному общению, логическому и абстрактному мышлению. Для многих детей открылись новые возможности. Им стало проще строить отношения с семьей и сверстниками, у них развилась речь. Ребята стали справляться не только с учебными дисциплинами, но и улучшили умение рассуждать, понимать чужие доводы, научились сопереживать другим», — рассказывает специалист особого семейного центра им. Г.И. Россолимо Елена Зиборева.
Следовать за ребенком — значит взаимодействовать с ним на базовом уровне его интересов. Взрослый человек должен создать причину, по которой ребенок захочет с ним играть, поэтому для начала специалисты наблюдают за ребенком и выясняют, в чем состоит его истинный интерес.
У воспитанника из Центра им. Г.И. Россолимо 8-летнего Вити расстройство аутистического спектра. У ребенка есть любимая машинка, которую он может подолгу катать на столе. Педагоги использовали этот интерес для его развития: делали из своих рук тоннели и мосты. У Вити это вызывает радость и улыбку. Так специалисты добились эмоционального отклика на игру. Затем в игровой процесс психологи начали добавлять слова «машинка», «покатать машинку», которые Витя пытался повторять. Спрашивали: «Ты хочешь покатать машинку по мосту или по тоннелю?» Все действия педагогов и родителей должны быть направлены на то, чтобы вызвать у ребенка инициативу. В итоге Витя стал лучше понимать речь других людей, у него появился интерес к общению со взрослыми. Также мальчик начал играть со сверстниками, стал дольше концентрировать внимание на какой-либо деятельности.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров», «Дом Детей» и Центр им. Г.И. Россолимо. При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы