19 июля 2022 года
В середине июля в России прошел летний праздник для детей и взрослых — День рисования на асфальте. Москвичи, которые проходят реабилитацию в учреждениях столичного Департамента труда и соцзащиты, решили принять участие в мероприятиях, посвященных этому дню, а специалисты помогли сделать мероприятия полноценной частью реабилитационного процесса.
Рисование как терапевтическая методика используется достаточно давно. Даже те занятия, которые на первый взгляд могут показаться несерьезными, способны положительно сказаться на психике человека.
«Если рассмотреть вопрос глубже, то обнаружатся два основных способа арт-терапевтической работы. Во-первых, это непосредственно сама арт-терапия: с помощью средств искусства человек отвечает на важные для себя вопросы, находит ресурсы для свершений, решает проблемы и запросы, с которыми он обратился к арт-терапевту. Здесь больше терапевтической работы. И второй способ — это работа в арт-студии. Задача ведущего — помочь человеку поверить в себя, познакомить с различными материалами (краски, мелки и т.д.) и дать базовые навыки работы с ними. Часто в процессе такой работы решаются внутренние вопросы, особенно если ведущий имеет соответствующее образование и уделяет этому внимание», — говорит Елена Зверкова, педагог-психолог Реабилитационно-образовательного центра № 76.
В Комплексном реабилитационно-образовательном центре Москвы проходят реабилитацию дети с тяжелыми множественными нарушениями развития. Для них рисование может быть важным инструментом для общения с миром.
«Для наших ребят с особенностями развития рисование — любимый вид деятельности. Ведь если трудно сказать, можно постараться нарисовать или просто передать свое настроение цветом», — объясняет Юлия Серова, педагог-дефектолог КРОЦ.
В процессе реабилитации детей, имеющих проблемы с установлением контакта с другими людьми, специалисты КРОЦ пытаются расширить спектр положительных эмоций детей, включая их в игровую деятельность.
«Творчество захватывает ребят: мальчишки рисуют стены дома, а девочки заселяют этот дом замечательными человечками — вот так и выстраивается коллективная деятельность, которая очень необходима для каждого из них», — говорит Юлия Серова.
Рисование на асфальте — это не только очень увлекательное занятие, но еще и познание детьми окружающего мира, творчество, полет фантазии, тренировка внимания, мелкой моторики, развитие творческих способностей.
Преподаватель изобразительного искусства в Реабилитационной школе-интернате № 32, художник Максим Клещенков рассказывает:
«Для рисования мелками на асфальте можно разделить детей на несколько команд, вовлекая в игру с каким-то сюжетом: например, рассказав про морское путешествие или поход в джунгли. После этого на асфальте, как на большом полотне без границ и края, появляются пиратские корабли, тропические острова с сокровищами и так далее. Можно предложить более упрощенный вариант — превратить геометрические фигуры в животных или, допустим, фрукты. Так овал может стать ананасом, огурцом или ежиком. В процессе рисования дети, помимо творческих навыков, воображения, развивают еще и коммуникативные навыки, навыки ведения диалога, работы в команде, что является важным звеном в педагогическом процессе».
Ребята с родителями, отдыхающие на каникулах, по предложению сотрудников школы из разных уголков России присоединились к рисованию. «Пришлось отложить все планы: детям так понравилась идея порисовать мелками, что она показалось даже интереснее, чем пойти плавать в море. Спасибо за возможность снова побывать в детстве», — написала мама одного из учеников РШИ № 32.
Такой праздник стал хорошим поводом для взрослых впервые за много лет вспомнить о рисовании мелками. В Центре реабилитации инвалидов «Красная Пахра» подопечные — исключительно взрослые, но и они приняли участие в коллективном мероприятии.
День рисования на асфальте часто отмечается уличными фестивалями, конкурсами с участием художников и просто всех желающих разных возрастов и способностей. Вот и в Центре реабилитации «Красная Пахра» фестиваль рисунков на асфальте собрал много участников и зрителей.
«Любой созидательный процесс несет позитивные эмоции, общение и движение. Все нужно когда-нибудь попробовать. Обычно я сама наблюдаю за рисованием, а здесь, в Центре „Красная Пахра“, решила выбрать для себя среди мероприятий по социокультурной реабилитации конкурс рисунков. Спасибо нашим организаторам за отлично проведенное время!» — делится впечатлениями Валентина Воронова из Западного административного округа.
Справочно
В Москве работает 10 реабилитационных центров, 8 реабилитационно-образовательных учреждений и Ресурсный центр для инвалидов, подведомственные столичному Департаменту труда и социальной защиты населения. Подробную информацию об учреждениях можно узнать на сайте Департамента.
Чтобы пройти курс реабилитации в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой, Центре реабилитации и образования № 7, Центре реабилитации инвалидов «Красная Пахра», необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.
Чтобы зачислить ребенка в Реабилитационно-образовательный центр № 76, Комплексный реабилитационно-образовательный центр, Реабилитационную школу-интернат № 32 или стать подопечным Реабилитационного центра для инвалидов «Ремесла», а также Центра комплексной реабилитации инвалидов «Бутово», необходимо обратиться в учреждения напрямую.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы