30 июня 2022 года
Московский Центр социальной адаптации имени Е. П. Глинки более четверти века помогает людям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Помочь человеку, оказавшемуся на улице, очень просто — достаточно одного звонка в мобильную службу «Социальный патруль», все остальное сделают профессионалы. С начала года мобильная служба совершила более 3 тысяч выездов. Об этом сообщила Оксана Шалыгина, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
«Служба «Социальный патруль» круглосуточно выезжает на улицы столицы. В первом полугодии мы совершили 3149 выездов по звонку неравнодушных горожан. Зимой звонков на треть больше. С приходом тепла мы отмечаем уменьшение количества вызовов. Однако призываю горожан быть внимательными и не проходить мимо человека, который может пролежать на солнцепеке не один час, — это грозит тепловым ударом. Увидев на улице бездомного человека, сообщите о нем в службу «Социальный патруль», — рассказала Оксана Шалыгина, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Летом город в круглосуточном режиме патрулируют 17 машин: 13 — днем и четыре — ночью. Зимой «Социальный патруль» работает более интенсивно: на вокзалах Москвы круглосуточно дежурят пять микроавтобусов, где можно получить срочную помощь, согреться, выпить чаю, переждать холодную ночь. Маршрут патрулирования разрабатывается и корректируется ежедневно — в зависимости от того, из каких районов города поступает больше обращений граждан. Летом маршрут включает традиционные места скопления бездомных: железнодорожные вокзалы, парки, скверы, территории вокруг водоемов и другие.
«Наши сотрудники обрабатывают каждый вызов, поступающий в центр. Если выясняется, что человек нуждается в помощи, отправляем машину „Социального патруля“. Сотрудники на месте определяют, нуждается ли человек в срочной медицинской помощи — и тогда они вызывают скорую, или же предлагают проехать в приемное отделение центра», — комментирует Геннадий Брежнев, начальник диспетчерской службы ЦСА им. Е. П. Глинки.
Если бездомный человек соглашается проехать в центр, то сначала оказывается в приемном отделении. Там он сразу же может получить срочные услуги: доврачебную медицинскую помощь, принять душ, поесть, переночевать, переодеться. Время, проведенное в приемном отделении, помогает настроиться на дальнейшее сотрудничество со специалистами.
«Только что поступившие в приемное отделение зачастую не понимают, какую помощь им тут могут оказать. Все зависит от множества факторов: как давно человек на улице, подвергался ли физическому и психологическому насилию, как долго голодал. Некоторые люди подозрительны, недоверчивы, грубы, боятся очередного обмана. И только спустя некоторое время, видя, что их потребности не остаются незамеченными, они начинают доверять специалистам. А это — успех дальнейшего взаимодействия», — рассказывает Михаил Шеверев, психолог ЦСА им. Е. П. Глинки.
При желании бездомный человек может остаться в центре, воспользоваться помощью психолога, соцработника или юриста. Как правило, решение таких вопросов требует времени, поэтому людям предлагают остаться в центре и пройти программу ресоциализации. Сотрудники помогают восстановить утраченные документы, оформить пенсию, инвалидность, найти работу, иногородним — добраться домой. Специалисты разрабатывают индивидуальные программы по ресоциализации бездомных людей, стараются учесть особенности личности каждого человека.
«Чем быстрее мы поможем уйти с улицы, тем скорее человек получит квалифицированную помощь и поддержку и начнет свой путь обратно к нормальной жизни», — резюмирует Геннадий Брежнев.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы