Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Лучшие практики и инновации обсудили на ежегодной конференции «Компас социальной работы. Вектор — развитие»

9 июня 2022 года

1014

Накануне Дня социального работника Институт дополнительного профобразования при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы провел конференцию «Компас социальной работы. Вектор — развитие». В ней приняли участие более 300 специалистов социальной сферы: они обменялись лучшими практиками, поделились идеями, вдохновились проектами коллег.

Конференция работала по четырем тематическим направлениям: технологии и инновации, социальные коммуникации, непрерывное развитие и управленческие практики.

«Рада, что у нас появляются новые традиции. Уже второй раз специалисты социальной сферы в преддверии Дня социального работника встречаются на этой конференции, чтобы проанализировать свой профессиональный опыт и опыт коллег. В этом году мы выбрали вектором нашего „Компаса“ развитие. Современный мир стал еще более изменчивым, и без изменений и развития невозможно добиться баланса и стабильности, которых так ждут наши подопечные и благополучатели. У каждого сотрудника московской соцзащиты есть опыт и инструменты, которыми можно поделиться. Уверена, что в процессе обмена практиками, общения, дискуссий мы обретем лучшую экспертизу», — отметила Александра Александрова, первый замруководителя столичного Департамента труда и соцзащиты.

«Наша цель — сделать образование современным и доступным»

На секции технологии и инновации директор ИДПО Ирина Германова рассказала о возможностях онлайн-платформы «ИДПОзнание» по обучению московских соцработников. Проект запустили в прошлом году, и он собрал много положительных откликов у слушателей института.

«Наша цель — сделать образование современным и доступным для каждого сотрудника социальной сферы. Все программы института, их сейчас более 80, будут интегрированы в цифровую платформу. Мы изучили более десяти российских систем для дистанционного обучения. Один из главных критериев при выборе платформы — простота использования. Интерфейс должен быть интуитивно понятен для каждого пользователя. Это касается как участников обучения, так и преподавателей», — рассказала Ирина Германова.

На цифровой платформе у каждого слушателя создается свой личный кабинет, где можно отслеживать пройденные курсы, получать обратную связь от преподавателей и записываться на обучение, смотреть записи трансляций мероприятий. Полученные знания выпускники ИДПО смогут применить на практике и предоставлять москвичам максимально качественные услуги.

Большое внимание участников конференции привлекла практическая секция «Управление как игра. Развитие метакомпетенций». Руководитель Центра компетенций ИДПО Елена Прохорова провела на конференции несколько бизнес-игр («Эра перемен», «Эволюция», «Боги обратной связи»), которые помогают развить стратегическое мышление и управленческие качества.

«Бизнес-игры позволяют сделать выводы про отдельного игрока, увидеть его сильные и слабые стороны, навыки и знания. Также важно проанализировать ход игры, узнать, с какими кейсами игроки сталкивались на практике, какие стратегии будут применять в своей работе. Игра наряду с другими подходами и форматами — часть образовательного процесса», — отметила Елена Прохорова.

«Конференция стала для меня мощным мотиватором. Так здорово, когда ты являешься частью большой творческой команды, которая работают для москвичей. Спасибо коллегам за плодотворное общение, обмен опытом и новые идеи», — поделилась впечатлениями директор Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов имени Г.И. Россолимо Мой особый семейный центр Елена Возжаева.

Непрерывное развитие и совершенствование

На площадке «Непрерывное развитие» Игорь Тимофеев, замдиректора ИДПО, рассказал, как развивается и трансформируется городской проект «Школа родственного ухода». Он создан в помощь людям, которые ухаживают за родственниками, полностью или частично утратившими способность к самообслуживанию.

Первым продуктом этого проекта стал образовательный онлайн-курс «Домашний уход за малоподвижным человеком», его разработали специалисты ИДПО. Курс состоит из восьми тем: например, забота о малоподвижном человеке, комфорт и безопасность дома, питание малоподвижного человека и другие.

Обучение строится в формате видеоуроков, а также небольших проверочных заданий. Это удобно, ведь ролик всегда можно поставить на паузу, попрактиковаться и вернуться обратно к уроку. В видеоматериалах нет сухой теории, эксперты показывают основы ухода в жизненной ситуации. Кроме того, после завершения занятий с участником проекта связывается тренер по долговременному уходу территориального центра социального обслуживания района. Он отвечает на возникшие в процессе обучения вопросы, корректирует навыки. При необходимости выезжает на дом и помогает разобраться со сложностями на месте.

Несмотря на успешный старт проекта, команда в непрерывном режиме продолжает изучать потребности москвичей и дорабатывать образовательную программу, запускать новые курсы.

«Мы исследуем проект в основных направлениях: персонал, участники школы и предоставляемый продукт. Используем разные способы получения и анализа информации. Много полезных данных удалось взять из учебной системы, где размещен наш курс, — мы сделали довольно подробные анкеты для попадания в школу, это помогает лучше понять аудиторию. Регулярно проводим кабинетные исследования, проводим интервью с нашими учениками, собираем фокус-группы, раз в неделю отслеживаем, как меняется ситуация в школе, по специальным графикам.

Этот подход позволяет нам закрывать самые насущные потребности людей, не только совершенствовать имеющиеся курсы, но и запускать новые. Например, по результатам исследований мы добавили в обучающую программу курс об особенностях ухода за человеком, страдающим деменцией. Благодаря тематическим занятиям москвичи могут узнать, как определить развитие болезни и научиться ухаживать за больным родственником», — рассказал Игорь Тимофеев.

Как проходят научные исследования в социальной сфере в Санкт-Петербурге, рассказала Ирина Голованова, старший научный сотрудник Научно-технического университета «Сириус». «Наша команда занимается исследованием, которое посвящено проблемам детей-сирот. Мы изучаем не только психологические особенности развития и социализации, но анализируем и психофизиологические, генетические, медицинские данные», — рассказала она.

По словам спикера, проект представляет собой цикл исследований с людьми разных возрастов — маленькие дети, подростки и выпускники, а также матери, которые имеют опыт проживания в учреждениях. «Мы надеемся, что выявленные научные факты станут базой для совершенствования системы постинтернатного сопровождения. Это актуальная проблема, которая требует внимания и методических материалов», — отметила Ирина Голованова.

О том, как руководителю развивать и обучать своих сотрудников, рассказал Дмитрий Закс, ведущий эксперт Департамента развития персонала АО ЕС. По мнению спикера, один из наиболее эффективных форматов работы в этом направлении — развивающая беседа. «Это регулярная, детально продуманная и заранее запланированная встреча людей, заинтересованных в успехе своей деятельности. Мотивация у сотрудников — штука изменчивая, нельзя делать на нее ставку, гораздо эффективнее — договариваться. Персонализированный подход — это когда мы развиваем не просто группу сотрудников, а конкретного человека. С каждым продумывается индивидуальный план развития — вы вместе определяете слабые и сильные стороны сотрудника, ставите цели на ближайший год, обсуждаете, какое обучение ему необходимо, тем самым помогаете вырасти. Да, это энергозатратно, потребуется много времени, но гораздо более эффективно, чем централизованный подход. Конечно, развивать всех по такой схеме накладно, но можно начать с ключевых сотрудников — руководителей», — рассказал Дмитрий Закс.

Также спикер подробно рассказал о трудностях, которые ждут руководителя на этом пути. «Например, когда человек работает в сфере уже двадцать лет, имеет определенные взгляды, его бывает трудно убедить в надобности перемен. Важно найти подход и необходимые инструменты, несмотря на все сложности, необходимо вкладываться в своих людей», — отметил он.

Как выстроить экосистему для реализации программ дополнительного профессионального образования, рассказала начальник отдела дистанционного обучения центра «Профессионал» Елизавета Воробчикова.

«За последние два года у нас порядка 75 процентов обучающихся получали образование дистанционно. До этого мы практически не развивали дистанционное обучение, были определенные планы, идеи, но с приходом пандемии нам пришлось ускориться и запустить свои программы. Любая система обучения состоит из синхронных занятий, поэтому первое, что мы сделали, — систему вебинаров. В дополнение к этому начали привлекать экспертов и обучать работающих в нашей же системе людей», — рассказала она.

Спикер также отметила, что большой пласт работы центра — обратная связь. «Каждые пять дней мы выгружаем обратную связь. Понятно, что у нас есть курсы, которые уже созданы. Но если есть какой-то определенный запрос от аудитории, мы тут же вносим изменения», — сказала Елизавета.

«Внедрение инноваций — это жизненная необходимость»

На площадке «Технологии и инновации» Екатерина Бражникова, руководитель проектного офиса по интеграции инновационных решений столичного Департамента труда и соцзащиты, рассказала об основных тенденциях инновационных решений в соцзащите. Руководители реабилитационно-образовательных учреждений столицы поделились опытом внедрения новых технологий.

«Мир меняется стремительно, и внедрение инноваций — это жизненная необходимость. В социальной сфере идет модернизация процессов на разных уровнях: от оптимизации управления до внедрения новых технологий. Сегодня руководители городских учреждений, которые готовы к прогрессивным переменам, узнают о достижениях коллег и получат необходимые инструменты. Все для того, чтобы сделать решительный шаг к внедрению инноваций в практику», — сказала Екатерина Бражникова.

Виктория Николаенко, директор Комплексного реабилитационно-образовательного центра (КРОЦ), рассказала об оборудовании, которое проходило пилотирование и успешно используется в работе учреждения сегодня. Она представила разработанный сотрудниками центра протокол апробации — он помогает оценить эффективность применения технологии в реабилитации и принять решение о ее последующем внедрении.

Светлана Войтас, директор Центра реабилитации и образования № 7, продемонстрировала слушателям собаку-робота, любимицу юных подопечных центра. Электронный пес умеет следовать за человеком, находить хозяина в толпе, разговаривать и даже танцевать. Эта технология не только улучшает психоэмоциональное состояние ребят, а может стать проводником для человека с нарушением зрения.

«Наша задача — работать с детьми, опережая время. За пять лет мы провели исследование более 50 инновационных технологий: это и реабилитационное медицинское оборудование, и технологии дополненной реальности в образовательном процессе.

Одна из миссий Департамента добрых дел — сформировать жизненные компетенции маленьких подопечных и наполнить их сознание позитивным цифровым контентом, а инновации помогают донести до детей информацию в доступной игровой форме», — отметила Светлана Войтас.

Работа в связке с жителями города

На площадке «Управленческие практики» директор Ресурсного центра развития социальных коммуникаций Григорий Барухов рассказал об основных исследованиях и управленческих решениях в проекте «Московское долголетие».

Так, одним из самых масштабных стало научное исследование, проведенное Российской ассоциацией геронтологов и гериатров во главе с главным гериатром Минздрава РФ Ольгой Ткачевой. Полученные данные позволили подтвердить гипотезу сотрудников проекта об оздоровительном эффекте занятий.

Чтобы получить обратную связь от москвичей и внедрить в проект новые направления, используются такие исследовательские инструменты, как обзвоны, опросы в социальных сетях и на портале «Активный гражданин». Кроме того, сейчас в проекте формируется собственная исследовательская команда для оперативного реагирования на вызовы будущего.

О команде «Московского долголетия» рассказала замдиректора Ресурсного центра развития социальных коммуникаций Анна Скорик. Она отметила, что команда проекта рассматривается шире, чем только сотрудники: «Это еще партнеры, преподаватели и участники».

Анна поделилась опытом эффективной коммуникации с каждой из этих групп. Например, обучение сотрудников и преподавателей, по мнению спикера, является одним из главных инструментов формирования единого поля целей и ценностей, а также помогает быстрее понимать и выполнять задачи на всех уровнях.

Также гости конференции могли познакомиться с фотовыставкой проекта «Московское долголетие» — «Время исполнять мечты». Она посвящена активным москвичам старшего возраста, которые не побоялись изменить свою жизнь и благодаря занятиям проекта осуществили свои мечты.

Участники проекта «Московское долголетие» показаны на фотографиях в ярких глянцевых образах, созданных известным фотографом Дмитрием Исхаковым.

Забота о каждом

«Можно ли быть честным в социальной сфере?» — ответ на этот вопрос искали участники площадки социальных коммуникаций. В последние три года в Москве происходят изменения в работе городских домов-интернатов. Психоневрологические интернаты трансформируются в социальные дома, а пансионаты для ветеранов труда — в геронтологические центры.

«За сменой названий кроется изменение философии работы. Все наши жители разные, и к ним нужен индивидуальный подход. Мы помогаем подготовиться к самостоятельной жизни тем, кто может проживать один, и создаем комфортные условия для тех, кто нуждается в постоянной помощи и поддержке. Комфорт — это не столько про индивидуальные условия проживания, это про достоинство, самоуважение», — отметила замруководителя Департамента Оксана Шалыгина.

Изменения, которые происходят в стационарном соцобслуживании, помогают проживающим быть более самостоятельными. Практически все из них имеют инвалидность, ментальные и физические нарушения, которые не должны приводить к социальной изоляции. Поэтому важно создать для них условия для личностного роста и максимального вовлечения в жизнь общества, считает спикер.

Для жителей соцучреждений создается доступная, комфортная и безопасная среда. Персонал обучается подходу, исключающему ненужное вмешательство и гиперопеку. Такие условия помогают сохранить имеющиеся навыки самообслуживания людям с разным потенциалом и развить новые, а значит, щадят их достоинство. «То, что человек умеет делать сам, он должен делать сам», — рассказывает Оксана Шалыгина.

Новый подход и философия последовательно проникают во все направления работы домов-интернатов. Например, была разработана специальная навигация в жилых корпусах для разного уровня подготовки проживающих: гласные и согласные буквы на табличках окрашены в разные цвета, подобраны цветовые коды для каждого этажа, названия общественных пространств стали более понятными и современными, а вместо текстовых указателей используются интерьерная печать и арт. Все должно работать на максимальную самостоятельность проживающих.

Большое значение уделяется активизации и вовлечению проживающих в их собственную жизнь. Некоторые из них вошли в фокус-группу, которая выезжала в ремонтируемые корпуса, помогала выбирать мебель, разрабатывать навигацию для социальных домов нового типа.

Социальные учреждения нового типа — это место, где развивают нужные для жизни в обществе навыки и умения. Если пансионаты ранее создавались как место для заслуженного отдыха на склоне лет, то сегодня, с увеличением доли пожилого населения, важно организовывать учреждения профессионального ухода.

«Важно, чтобы каждый из нас, приходя на работу, честно задавал себе три вопроса: „Хочу ли я работать в этом учреждении?“, „Хочу ли я помогать людям?“, „Готов ли я в случае необходимости получить помощь в этом учреждении?“. В нашей команде работают люди, которые на все эти вопросы отвечают „да“, именно эти вопросы лежат в основе нашей работы», — подытожила Оксана Шалыгина.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Социальная поддержка

Новости по теме