Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В столичных учреждениях соцзащиты отмечают День музеев

18 мая 2022 года

300

Экскурсии по достопримечательностям Москвы — неотъемлемая часть жизни столичных учреждений соцзащиты. Такие поездки расширяют кругозор ребят, помогают им ближе познакомиться с историей, культурой и традициями города и страны. В Международный день музеев рассказываем, какие места чаще всего посещают воспитанники центров для детей-сирот, реабилитационных и особых семейных центров.

Самый известный музей

Третьяковскую галерею, один из крупнейших музеев России, воспитанники столичных центров для детей-сирот посещают регулярно. По словам педагогов, это отличная площадка для знакомства не только с живописью, но и с культурными и историческими событиями нашей страны. В преддверии Международного дня музеев в галерее в Лаврушинском переулке побывали ребята из Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский».

«Очень интересно наблюдать за эмоциями детей на экскурсии: как внимательно они слушают экскурсовода, как меняется их восприятие картины после рассказа. Особенно когда видят монументальные полотна со множеством деталей, такие как, например, „Семья“ Сергея Иванова или „Явление Христа народу“ Александра Иванова. Ребята задали экскурсоводу множество вопросов по этим картинам», — рассказывает педагог-организатор Оксана Могильченко.

Особенно детей впечатлила картина «Утро в сосновом лесу»: этот сюжет знаком каждому школьнику, знаменитый шишкинский пейзаж (медведей на картине написал другой художник — Константин Савицкий) часто публикуют в учебниках, но увидеть оригинал своими глазами — совсем другое дело.

«Ребятам понравилось отвечать на вопросы экскурсовода, они внимательно всматривались в картины, фантазировали о замысле художника. А по дороге домой бурно обсуждали понравившиеся им работы», — добавляет педагог.

Дети с особенностями здоровья знакомятся с искусством в музеях столицы

Для воспитанников особых семейных центров посещение музеев — это возможность выйти из привычного пространства, пообщаться с новыми людьми и расширить кругозор. Но не каждый особенный ребенок сразу готов к встрече с искусством.

Дети с расстройством аутистического спектра чувствуют себя комфортно только в привычной, знакомой для них обстановке, поэтому, прежде чем рассматривать картину, ему нужно будет время адаптироваться к выставочному залу. Воспитатели беседуют с детьми перед поездкой, рассказывают о том, что они могут увидеть.

Ребята из особых семейных центров всегда с неподдельным интересом знакомятся с искусством. В Дарвиновском музее у детей была насыщенная культурная программа: познавательные экскурсии и мастер-классы. Ребята интересовались экспонатами, задавали вопросы, делали зарисовки животных.

16-летняя Светлана изобразила мамонта, впечатлившего ее размером бивней. Девушка может перерисовывать увиденное, видоизменяя картину. Ей важно найти тему для размышления и, отталкиваясь от своих знаний, она делает эскиз. Знакомство с искусством в музее расширило ее кругозор, девушка отметила новые темы и техники рисования. Светлана стала пробовать свои силы не только в живописи, но и в графике, лепке.

«У нас есть общий проект с ГМИИ имени А.С. Пушкина. Наши воспитанники уже посетили экскурсии в залах Ассирии, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима в рамках программы Пушкинский — воспитанникам детских домов и интернатов. Ребята заинтересовались древним искусством, внимательно слушали гида, а после нарисовали те экспонаты, которые им особенно запомнились», — рассказывает воспитатель особого семейного центра «Роза ветров» Ирина Платонова.

Воспитанники центра посетили галерею «Листок». Ребята познакомились с выставкой, посвященной 40-летнему юбилею детской студии «Кроха». Экспозиция состоит из более чем 100 работ детей. Они создавались в течение всего времени существования студии: это живопись, графика, керамика, фотография и куклы.

Каждый культурный выход дарит детям общение и новые эмоции, расширяет кругозор и становится источником вдохновения для творчества.

В реабилитационных центрах создают экспозиции и музеи

В Реабилитационном центре для инвалидов «Ремесла» люди с инвалидностью проходят комплексную реабилитацию. Они изготавливают одежду, мебель, игрушки, сувениры. Центр помогает людям с различными ограничениями здоровья реализовать себя в любимом деле.

К Международному дню музеев специалисты и подопечные Центра «Ремесла» готовились к открытию собственного Музея русской избы. Для проекта они на протяжении года собирали по деревням и селам экспонаты — предметы русского быта: прялки, сундуки, маслобойки, гребни, рушники, половики и даже иконы.

Также практически в каждой мастерской «Ремесел» подопечные центра работали над созданием экспонатов своими руками. В деревообрабатывающей мастерской изготовили макет русской печи, а в художественной мастерской ее расписали. Посетители текстильной мастерской сшили шторы, связали скатерть, сваляли тапочки. В гончарной — слепили горшки и посуду. В ткацкой — изготовили половики и дорожки.

В Реабилитационно-образовательном центре № 76, где учатся и проходят комплексную реабилитацию школьники со сколиозом, к 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне педагоги создали два школьных музея: «Всё для фронта, всё для Победы!» и «Сундучок». В создании экспозиций принимали участие как сотрудники центра, так и ученики. А в пополнении этнографического музея «Сундучок» участвовали не только педагоги и ребята, но и жители района Головино.

В Центре реабилитации и образования № 7 оказывают услуги детям с проблемами опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, органов чувств, с сердечно-сосудистыми заболеваниями и другими. Ребята регулярно посещают этнографический музей «Русская изба». Работа музея адаптирована к условиям образовательного процесса: там проходят занятия по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (в основном предметы материальной культуры).

Ребята узнают о традиционной крестьянской семье и крестьянской культуре, осваивают старинные детские игры, обогащают свою речь через пословицы, поговорки и загадки. «Благодаря таким занятиям дети имеют возможность стать частью жизни своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять язык, его историю и культуру как свои собственные», — говорит Мария Климушкина, педагог-организатор ЦРО № 7.

В Комплексном реабилитационно-образовательном центре обучаются и проходят реабилитацию дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, начиная с дошкольного возраста. С 2009 года в КРОЦ работает Музей боевой славы. Экспозиции отражают главные переломные моменты Великой Отечественной войны: битву за Москву, блокаду Ленинграда, эпизоды Сталинградской и Курской битв, а также Берлинскую стратегическую наступательную операцию. «Большое внимание в экспозициях музея уделено труженикам тыла, чей беспримерный молчаливый подвиг спасал и поддерживал тех, кто находился на передовой линии фронта: солдат, медсестер, корреспондентов, фотографов», — рассказывает Оксана Гончарова, учитель истории КРОЦ.

В Школе-интернате № 1 для обучения и реабилитации слепых уже долгое время работает Музей отечественной тифлопедагогики — так называется наука о воспитании и обучении людей с нарушениями зрения. Некоторые экспонаты, которые есть в музее, по возрасту значительно старше школы (а ей в этом году исполняется 140 лет!). Они в большей мере связаны с историей европейской тифлопедагогики.

В экспозиции, посвященной великим тифлопедагогам Европы, представлены экспонаты XVIII–XIX веков. Это математическая доска незрячего математика, профессора Кембриджского университета Николауса Саундерсена, разрезная деревянная азбука создателя первой в мире школы для слепых в Париже и первой школы в России Валентина Гаюи, первые приборы для письма шрифтом Брайля и плоскопечатного письма Гембольта, типографский игольчатый шрифт австрийского тифлопедагога Вильгельма Клейна, арифметический ящик (Венский счет) и многое другое. Значительная часть экспозиции посвящена тифлопедагогам России — Константину Гроту, Александру Скребицкому, Генриху Дикгофу и Анне Адлер.

Коллекция музея постоянно пополняется. Выходят в свет рельефные пособия, которые педагоги создают самостоятельно с помощью брайлевского принтера или теплопринтера, собирается коллекция книг, журналов с печатными материалами наших педагогов, учащихся и выпускников, публикаций СМИ о школе. Это очень важно для тех, кто еще учится: они понимают, каких высот можно достичь, несмотря на проблемы со здоровьем, как важно найти свое место.

Справочно

Московские центры социальной поддержки и реабилитации (особые семейные центры) оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Чтобы записать ребенка в Реабилитационно-образовательный центр № 76, Комплексный реабилитационно-образовательный центр, Школу-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых или стать подопечным Реабилитационного центра для инвалидов «Ремесла», необходимо обратиться в учреждения напрямую.

Чтобы пройти реабилитацию в Центре реабилитации и образования № 7, родителям или законным представителям ребенка необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.

Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Социальная поддержка

Новости по теме