4 мая 2022 года
Специалисты особых семейных центров ежедневно создают для детей комфортную обстановку для их развития и общения. Как возникла мастерская, которая помогает родителям научиться взаимодействовать со своим ребенком, рассказывает воспитатель особого семейного центра «Роза ветров» Ольга Чадаева.
В 2018 году воспитатели Елена Бердникова и Ольга Чадаева организовали творческую студию «Клуб-Ок». Она призвана объединить детей, родителей и педагогов через создание кукол-клубков. На занятиях участники мастерят игрушки на различные темы, например, времена года, посуда, животные.
«Родителям порой непросто взаимодействовать с особенными детьми. Когда мы на первом мастер-классе посадили всех вместе, некоторые родители с удивлением узнали, что их ребенок может и глазик кукле приклеить, и ниточку намотать. Такая деятельность объединяет детей и родителей», — рассказывает воспитатель Ольга Чадаева.
Технология создания кукол-клубков проста: в основе лежит теннисный мяч, на который дети наматывают шерстяные нитки, а затем декорируют подручными материалами. Теннисный мяч выбран неслучайно. У него шероховатая поверхность, а значит, ребятам, у которых нарушена мелкая моторика, легче накладывать на нее нитки.
«Эти занятия нужны родителям еще и потому, что здесь они знакомятся, находят новых друзей. Встречи в клубе дают возможность почувствовать, что они не одиноки, что есть и другие семьи, у которых растут особые детки. Между родителями постоянно происходит обмен опытом», — подчеркивает педагог.
Творческая деятельность не ограничивается Центром. Иногда кукол забирают в семьи, на доработку. Ирина, мама 9-летнего Саши, захотела смастерить дома с сыном несколько игрушек, чтобы пополнить коллекцию. Они создали мышонка, цыплёнка и котёнка.
«Мы с сыном делаем животных, которые ему нравятся. У нас получаются яркие забавные игрушки. Саше очень интересно выполнять эти поделки. Мы весело проводим время и довольны результатом», — говорит Ирина.
За время проекта было создано более 60 кукол-клубков. Они стали героями сказки «Приключение Добряшки и его друзей». Историю сочинила учитель-дефектолог Надежда Тюльпак. По сюжету инопланетянин Добряшка прибыл на Землю и стал путешествовать, знакомясь с временами года. Персонажи олицетворяют сезоны: весна — Лужа, Капелька, Ветерок, осень — Листошка, Тучка, лето — Цветочек, зима — снежок на лыжах.
8-летняя Лена, у которой есть ментальные особенности развития, благодаря занятиям с куклами-клубками запомнила последовательность времен года и отличительные особенности каждого из них. А 9-летний Антон — выучил названия столовых приборов.
В течение учебного года дети и родители делают клубки на групповых занятиях. Воспитатели ставят только те задачи, с которыми под силу справиться каждому. Иногда ребята общими усилиями делают одного персонажа: одни наматывают нитки, другие — вырезают ботиночки, третьи -склеивают части в одно целое. Интерес к созданию игрушки мотивирует детей к творчеству.
«Сейчас мы вместе с детьми и родителями готовимся к съемкам мультфильма. Героями станут куклы-клубки, которые мы мастерили в течение года. Мы стараемся, чтобы взаимодействие Центра и семьи было продуктивным и увлекательным, проходило в атмосфере творчества и неравнодушного отношения к детям и друг другу», — заключает воспитатель Ольга Чадаева.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы