29 апреля 2022 года
Более 2 тысяч занятий по развитию мелкой моторики провели специалисты особых семейных центрах с начала года. У детей с особенностями развития часто встречается ослабление мышц рук. Это затрудняет приобретение навыков самообслуживания. Учитель-дефектолог особого семейного центра имени Г. И. Россолимо Кира Женихова уверена, что помочь ребенку в развитии мелкой моторики можно через творчество.
Развивать и тренировать моторику пальцев рук можно уже с 6-месячного возраста. Начать можно с поглаживания ладоней ребёнка, сгибания и разгибания пальчиков. Важно делать это ежедневно хотя бы по нескольких минут. После 3 лет можно использовать упражнения с бумагой.
«Сначала мы учим ребят выполнять те движения, которые часто встречаются в быту. Сжимаем и разжимаем различные предметы, например, губку для посуды или резиновую игрушку. Эффективны упражнения, при которых ребёнок сминает, рвет бумагу, нанизывает на нить бусины разного размера. Детям особенно нравится прикреплять прищепками к верёвке кусочки бумаги или ткани, раскручивать и закручивать бутылочные крышки», — рассказала Кира Женихова.
Чтобы разнообразить занятия по развитию мелкой моторики, сделать их более интересными, увлекательными в особых семейных центрах используют творчество. Кроме привычных лепки, рисования и создания аппликаций специалисты применяют и нестандартные способы.
Рисование пальчиками и ладошками
Варвара практически не видит. Окружающий мир она воспринимает на ощупь. Варе просто необходимо, чтобы моторика рук была хорошо развита. Специалист центра подобрал для девочки любимый многими способ рисования — пальчиками и ладошками. Многим детям с особенностями развития сложно удерживать в руке кисть или карандаш. А рисуя руками, ребёнок ощущает текстуру бумаги и краски, понимает, как результат зависит от движений его пальчиков. Это благоприятно влияет на координацию движений.
Метод «набрызг»
8-летний Макар неусидчив, эмоционален и крайне сложно сосредотачиваться. Учитель-дефектолог предложил мальчику рисовать способом «набрызг». Ребёнок окунает жесткую малярную кисть или зубную щётку в заранее разведенную в нужной пропорции краску. Затем, помогая себе ладошками или пальчиками, набрызгивает на лист бумаги разноцветные пятнышки. В процессе рисования Макар двигается и проявляет эмоции. Непроизвольно происходит массаж кистей рук и пальчиков, что развивает мелкую моторику.
Оттиск смятой бумагой
7-летний Степан не мог самостоятельно держать ложку и кружку. Даже в самых простых действиях мальчику была необходима помощь взрослого. Специалист центра ежедневно предлагал ему сминать и рвать бумагу. Затем в зависимости от размера и степени смятости листа Степан рисовал фигуры и с помощью педагога соединял их в интересные композиции. Такое упражнение развивает моторику кистей и пальцев рук. Спустя полгода занятий мальчик начал самостоятельно есть ложкой и пить из кружки.
«Подбор творческих занятий для развития мелкой моторики рук происходит индивидуально. Прежде чем предложить ребенку тот или иной метод, мы смотрим на его эмоциональное состояние, навыки и интересы. Нельзя гиперактивному ребенку давать задание сосредоточенно рисовать карандашом или, наоборот, неспешному и спокойному — предложить способ “набрызг”. Только правильно подобранная методика и регулярные занятия дают результат», — говорит директор центра имени Г. И. Россолимо Елена Возжаева.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы