27 апреля 2022 года
Основная задача специалистов особых семейных центров — научить подопечных самостоятельности, подготовить их к взрослой жизни. Большая часть занятий в центрах проходит в игровой форме. Так проще активизировать органы чувств и удержать внимание. Как это происходит на практике, рассказывают специалисты особого семейного центра им. Г. И. Россолимо Кира Женихова и Елена Никитина.
При выборе игры для развития мышления учитываются индивидуальные особенности и способности ребенка. В работе со многими детьми с ограниченными возможностями здоровья сначала ставится задача развить интерес к игре, привить желание взаимодействовать и только потом — в соответствии с сюжетом развивать воображение, фантазию и социальные навыки.
«Наш центр посещает 10-летний Паша. Ему особенно интересны пазлы. На их основе нам удалось освоить понятия части и целого, развить восприятие пространства, мелкую моторику рук и усидчивость. А 8-летнему Кириллу нравятся объемные фигурки животных, растений, овощей и фруктов. В играх с ними мальчик учится передавать свои желания и эмоции с помощью жестов и мимики, а также соотносить фигурки с настоящими предметами», — рассказывает учитель-дефектолог Кира Женихова.
Одна из любимых игр воспитанников центра «И я так смогу!» учит делать покупки. На первом этапе педагог знакомит ребят с денежными купюрами и монетами, предлагает поиграть в продавца и покупателей. Затем группа отправляется в магазин за настоящими покупками. По пути закрепляются знания о временах года, правилах дорожного движения, поведении в общественных местах. На втором этапе все повторяется, но в роли ведущего выступает уже не педагог, а один из воспитанников.
«Руководя игрой, ребенок чувствует себя значимым, учится быть ответственным», — поясняет учитель-логопед Елена Никитина.
Для развития речевой активности у неговорящих детей специалисты центра используют игру «Волшебный мешочек». Ребенок достает из мешочка игрушку и воспроизводит ее звук: машинка — би-би, молоточек — тук-тук. Или достает какого-то сказочного героя и определяет, из какой он сказки. В игровой форме понимать, кто и где живет, что ест, кто чей малыш, позволяют специальные вкладыши-сортеры. Развивать мелкую моторику, а также речь и мышление можно с помощью пальчиковых игр.
«Игры, которые используются педагогами центра на занятиях с особенными детьми, позволяют сформировать навыки, применимые в повседневной жизни», — говорит директор центра Елена Возжаева.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы