21 апреля 2022 года
Более 800 семей с детьми получают поддержку в особых семейных центрах ежегодно. Специалисты помогают каждому ребенку развивать свой потенциал, но это невозможно без активного участия родителей. Воспитатель центра «Роза ветров» Марина Мельникова рассказывает, как наладить контакт с особым ребенком.
10-летний Миша посещает особый семейный центр уже несколько лет. У мальчика ментальные нарушения: ему сложно взаимодействовать с окружающими, довериться им и участвовать в групповых занятиях.
Педагоги стали выстраивать коммуникацию с мальчиком через творчество, подключая к процессу родителей. В группе воспитатель вместе с Мишей изготавливает поделку, а затем передает маме и папе алгоритм, по которому строилось общение. Дома мальчику предлагают задания, с которыми он уже знаком. Например, создавая открытку из объемных цветов, сминать бумагу и приклеивать ее к картону. Так выстраивается единое пространство общения с ребенком: одинаковые инструкции, задания, действия.
«Для родителей важно видеть результаты, которых добиваются дети. Любые достижения ребят вызывают у мам и пап положительные эмоции и укрепляют связь с ребенком. Мы снимаем небольшие видеоролики о том, как проходят занятия. Такое включение семьи в жизнь группы также помогает наладить контакт между самыми близкими людьми», — отмечает Марина Мельникова.
И от педагогов в центре, и от родителей дома ребенок слышит одно и то же, поэтому ощущает себя комфортно и легче идет на контакт. Творчество становится средой, объединяющей ребенка и взрослых.
«Мы много времени проводим, общаясь с родителями лично и по телефону. Обсуждаем все нюансы: чем ребенок занимается дома, что он умеет и как себя ведет. Это важно, чтобы понимать, как выстраивать с ним взаимодействие в группе, какие навыки необходимо развивать. Научить ребенка чему-то без помощи родителей невозможно, они дома закрепляют все новые навыки», — комментирует воспитатель.
Рекомендации специалиста
- Уделяйте ребенку как можно больше времени, беседуйте и обсуждайте то, что его интересует.
- Воспитывайте у ребенка способность сопереживать окружающим. Один из методов — сказкотерапия. Представляя себя на месте сказочных героев, он понимает, что другие люди испытывают чувства, грустят, огорчаются, оказываются в затруднительном положении. Так дети учатся сочувствовать.
- Стройте планы и намечайте цели вместе. Например, сообщите ребенку, что на следующей неделе вы идете в зоопарк. Расскажите о предстоящем событии. Можно сделать это, используя карточки и наклейки, или попросить его нарисовать кого-то из животных. После обязательно проговорите с ребенком, что этот пункт плана выполнен.
- Учитывая индивидуальные особенности ребенка, обеспечьте ему общение за пределами семьи. Важно определить круг сверстников, в котором ему комфортно. Возьмите за правило регулярно посещать это место — например, детскую площадку или секцию.
- Самое главное — любите ребенка таким, какой он есть.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы