Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В особых семейных центрах помогают родителям наладить контакт с детьми

21 апреля 2022 года

1957

Более 800 семей с детьми получают поддержку в особых семейных центрах ежегодно. Специалисты помогают каждому ребенку развивать свой потенциал, но это невозможно без активного участия родителей. Воспитатель центра «Роза ветров» Марина Мельникова рассказывает, как наладить контакт с особым ребенком.

10-летний Миша посещает особый семейный центр уже несколько лет. У мальчика ментальные нарушения: ему сложно взаимодействовать с окружающими, довериться им и участвовать в групповых занятиях.

Педагоги стали выстраивать коммуникацию с мальчиком через творчество, подключая к процессу родителей. В группе воспитатель вместе с Мишей изготавливает поделку, а затем передает маме и папе алгоритм, по которому строилось общение. Дома мальчику предлагают задания, с которыми он уже знаком. Например, создавая открытку из объемных цветов, сминать бумагу и приклеивать ее к картону. Так выстраивается единое пространство общения с ребенком: одинаковые инструкции, задания, действия.

«Для родителей важно видеть результаты, которых добиваются дети. Любые достижения ребят вызывают у мам и пап положительные эмоции и укрепляют связь с ребенком. Мы снимаем небольшие видеоролики о том, как проходят занятия. Такое включение семьи в жизнь группы также помогает наладить контакт между самыми близкими людьми», — отмечает Марина Мельникова.

И от педагогов в центре, и от родителей дома ребенок слышит одно и то же, поэтому ощущает себя комфортно и легче идет на контакт. Творчество становится средой, объединяющей ребенка и взрослых.

«Мы много времени проводим, общаясь с родителями лично и по телефону. Обсуждаем все нюансы: чем ребенок занимается дома, что он умеет и как себя ведет. Это важно, чтобы понимать, как выстраивать с ним взаимодействие в группе, какие навыки необходимо развивать. Научить ребенка чему-то без помощи родителей невозможно, они дома закрепляют все новые навыки», — комментирует воспитатель.

Рекомендации специалиста

  • Уделяйте ребенку как можно больше времени, беседуйте и обсуждайте то, что его интересует.
  • Воспитывайте у ребенка способность сопереживать окружающим. Один из методов — сказкотерапия. Представляя себя на месте сказочных героев, он понимает, что другие люди испытывают чувства, грустят, огорчаются, оказываются в затруднительном положении. Так дети учатся сочувствовать.
  • Стройте планы и намечайте цели вместе. Например, сообщите ребенку, что на следующей неделе вы идете в зоопарк. Расскажите о предстоящем событии. Можно сделать это, используя карточки и наклейки, или попросить его нарисовать кого-то из животных. После обязательно проговорите с ребенком, что этот пункт плана выполнен.
  • Учитывая индивидуальные особенности ребенка, обеспечьте ему общение за пределами семьи. Важно определить круг сверстников, в котором ему комфортно. Возьмите за правило регулярно посещать это место — например, детскую площадку или секцию.
  • Самое главное — любите ребенка таким, какой он есть.
Московские центры социальной поддержки и реабилитации оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г. И. Россолимо «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме