17 марта 2022 года
Когда конфликт приобретает затяжной и болезненный характер, помочь услышать друг друга и договориться может медиатор. В столичных семейных центрах работают службы медиации, куда с начала 2022 года поступило около 150 обращений. Подробнее об этом рассказывает психолог центра «Измайлово» Ирина Гурова.
В службу медиации семейного центра обратились Ирина и Андрей, родители 7-летнего Артёма. Супруги находятся в затяжном конфликте из-за противоположных взглядов на воспитание сына. Каждый категорически настаивает на своем.
Артём — первоклассник. Адаптация к школе, постоянные конфликты между родителями отразились на его психологическом состоянии: мальчик замкнулся в себе, вел себя отстраненно. С мальчиком начал заниматься психолог центра, а родителям порекомендовали обратиться к медиатору. Им объяснили, какой вред психике ребенка наносят их противоречивые установки и конфликты, происходящие при сыне.
Нескольких встреч родители учились слышать друг друга, делились своими чувствами и переживаниями. В этом им активно помогал медиатор семейного центра. Спустя некоторое время паре удалось достичь компромисса и договориться о единой линии поведения с ребенком.
«Цель медиации — найти выход из ситуации, а не искать виноватых. Медиатор модерирует беседу, то есть просто держит конфликтующие стороны в определенных границах, не позволяя им оскорблять друг друга, переходить на личности, уходить в сторону от обсуждения спорного вопроса или ущемлять интересы кого-либо», — говорит психолог.
Принципы проведения медиативной процедуры
- Беспристрастность медиатора. Медиатор исходит из принципа, что при решении проблемы нельзя отдавать предпочтение никому из участников конфликта.
- Конфиденциальность. Те, кто обращается за помощью в примирении, могут быть уверены, что личная информация останется за закрытыми дверями кабинета медиатора и не окажется в публичном пространстве.
- Добровольность. Начинать процедуру медиации можно лишь тогда, когда к этому готовы все стороны конфликта.
- Равноправие всех участников. Все стороны имеют равные права вне зависимости от возраста, пола или социального статуса. Медиатор учитывает интересы каждого. А участники беседы имеют одинаковое право голоса в обсуждении проблемы.
- Открытость. Обе стороны должны доверять специалисту, к которому они обратились за помощью. Перед процедурой медиатор оговаривает этот пункт и получает согласие всех участников процесса.
- Ответственность всех сторон за принятое решение. Все участники медиации должны четко осознавать, что следует действовать в соответствии с договоренностями, достигнутыми в результате процедуры.
Как проходит медиация
Встречи с каждой стороной поочередно. Сначала медиатор встречается с тем, кто к нему обратился, выясняет суть конфликта, пожелания, рассказывает о правилах процедуры. Такая же встреча проходит и со второй стороной.
Общие встречи. Все участники встречаются на территории медиатора, договариваются о об условиях процедуры, обязуются соблюдать их и заключают соглашение о самом факте медиации. В нем обязательно конкретизируется, какие вопросы нужно решить. Далее стороны поочередно излагают свою позицию. Медиатор задает вопросы и определяет истинные потребности участников, отделяя факты от эмоций. Затем участникам предлагаются варианты решения проблемы. Из них выбирают те, которые устроят обе стороны.
Заключение медиативного соглашения. Все принятые решения оформляют в виде соглашения, которое можно заверить у нотариуса. С этого момента договоренность между сторонами вступает в силу.
Справочно
Для поддержки московских семей работают 28 городских организаций: 25 «Моих семейных центров», а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты центров работают над восстановлением отношений между детьми и родителями, оказывают правовую и психологическую помощь, проводят тренинги, развивающие занятия и многое другое.
Также на базе столичных семейных центров созданы службы медиации, которые готовы принимать граждан по таким спорным проблемам, как детско-родительские отношения, межличностные, семейные и супружеские конфликтные ситуации, проблемы, связанные с бракоразводными процессами.
Подробную информацию об услугах можно узнать на странице портала «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы