Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

В Москве для обучения детей с особенностями здоровья используются адаптированные программы

3 марта 2022 года

497

Для детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья важно создание комфортной образовательной среды с учетом их потребностей и особенностей. В реабилитационно-образовательных центрах столичного Департамента труда и соцзащиты дети с тяжелыми нарушениями могут обучаться по специальным адаптированным программам.

В Реабилитационно-образовательном центре № 105 учатся дети с ментальными нарушениями. Ребята осваивают математику, письмо, чтение в возможном для себя темпе и объеме. Особое внимание уделяется практическим предметам: домоводству, социально-бытовым навыкам, трудовому обучению. Дети учатся готовить, стирать, осваивают рабочие специальности.

«В адаптированную программу входит и коррекционно-развивающий блок. Помимо уроков, каждый ребенок занимается с дефектологом, логопедом и психологом», — рассказывает Галина Ковальская, заведующая по учебной части РОЦ № 105.

В Комплексном реабилитационно-образовательном центре обучение ведется по адаптированным общеобразовательным программам для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

«Адаптированные программы имеют три варианта в зависимости от степени ограничения детей в передвижении, общении, коммуникации, и других нарушений в развитии», — объясняет Юлия Тепаева, начальник отдела по организации образовательной деятельности КРОЦ.

В зависимости от образовательной программы варьируется перечень учебных предметов, виды внеурочных занятий. По окончании обучения дети получают аттестаты об основном общем образовании и свидетельства об обучении.

«В нашем центре почти все учителя имеют дефектологическое или психологическое образование. Кроме того, у нас работают логопеды, дефектологи и педагоги-психологи. Везде создана доступная среда, включающая лифты, пандусы, большие классы, специальные парты. Есть технические средства реабилитации для передвижения по зданию (коляски, ходунки, специальные потолочные системы передвижения) и специальные устройства для обучения: коммуникаторы, клавиатуры, манипуляторы, увеличительные устройства», — говорит Юлия Тепаева.

В 2020/2021 учебном году учителя КРОЦ участвовали в разработке материалов по адаптивным образовательным программам для библиотеки Московской электронной школы, а также были награждены благодарственными письмами Городского методического центра Департамента образования и науки Москвы.

В КРОЦ занимаются ребята с тяжелыми множественными нарушениями развития, поэтому первой задачей становится нахождение контакта и способов взаимодействия между учеником и учителем.

Нарушения речи у детей могут проявляться как в звукопроизношении, когда речь непонятна окружающим, так и в отсутствии умения произносить звуки. Тогда педагоги стараются построить общение на основе мимики, выразительного взгляда, жестов или альтернативных способов коммуникации.

В арсенале специалистов есть карточки PECS (система альтернативной коммуникации с помощью карточек): с их помощью воспитанник может сказать о своих желаниях. Используется айтрекер — система, состоящая из камеры, улавливающей направление взгляда, и программного обеспечения, которое позволяет управлять компьютером. С помощью айтрекера ребенок может одним взглядом сообщать о своих потребностях, а при готовности — научиться составлять фразы и читать.

В Реабилитационной школе-интернате № 32 обучаются дети с различными особенностями здоровья (с заболеваниями крови, эндокринной системы, онкологией в стадии ремиссии, пороками сердца). В разработке адаптированных программ участвуют не только учителя-предметники, но и специалисты службы психолого-педагогического сопровождения.

Эта работа требует от учителя не только высокого уровня мастерства, но и умения творчески подходить к задаче, так как адаптировать нужно и содержание учебного материала, и систему оценивания.

«Было бы неправильно сказать, что учитель полностью создает программу самостоятельно. Существуют примерные адаптированные программы, разработанные и утвержденные. И вот на этом каркасе строится адаптированная программа для отдельно взятого ученика», — говорит замдиректора по учебно-воспитательной работе РШИ № 32 Наиля Трямкина.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме