Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Особенный человек: как эмоции мамы влияют на малыша с самых ранних лет

27 декабря 2021 года

1160

В столичной службе ранней помощи московского Департамента труда и соцзащиты помогают семьям с детьми в возрасте от 0 до 3 лет, у которых имеются нарушения развития. Специалисты занимаются профилактикой инвалидизации у малышей, их социальной адаптацией и консультированием родителей. Психолог отделения службы ранней помощи Научно-практического центра реабилитации имени Л. И. Швецовой рассказала о связи между матерью и ребенком, а также дала рекомендации по восстановлению психоэмоционального равновесия молодой мамы.

На базе детского отделения Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л. И. Швецовой служба ранней помощи существует более 7 лет. Ранее специалисты уже рассказывали о важности работы с дефектологом, помощи родителям особенных малышей, мифах о ранней помощи и других темах, которые могут быть полезны родителям.

В этом материале психолог отделения службы ранней помощи Центра имени Л. И. Швецовой Анастасия Кондратьева отвечает на вопросы о том, как связаны между собой психоэмоциональное состояние молодой мамы и развитие ребенка.

Раннее детство — это особый период в жизни ребенка. Именно в это время происходит достаточно бурное физическое и психическое развитие. Закладывается основа для формирования личности. Однако даже самый тщательный уход и удовлетворение всех физиологических потребностей малыша не будет достаточным для его полноценного развития без эмоциональной связи ребенка с матерью.

— Как связь ребенка с матерью влияет на его восприятие мира?

— Именно мать является главным посредником между окружающим миром и ребенком. Через взаимодействие с мамой он формирует базовое доверие или недоверие к миру. Если мама понимает сигналы ребенка, вовремя на них откликается, заботится о своем малыше, то у него формируется установка, что мир хороший и доброжелательно относится к нему.

— Как эмоциональная связь ребенка с матерью влияет на способности общаться, учиться новому?

— В ситуации, когда особое доверие к матери не выработалось, доверие к другим людям если и будет развиваться, то с большими трудностями. Чувство незащищенности и отсутствие базового доверия тормозит естественное любопытство ребенка, снижает его исследовательский интерес, являющийся двигателем умственного развития.

Прочная эмоциональная связь помогает маме чувствовать внутренний мир ребенка и оказывать ему необходимую поддержку в нужный момент. И ребенок, в свою очередь, через интонации, прикосновения, мимику понимает и чувствует маму. На этом основывается и формирование эмоционального интеллекта, когда ребенок учится понимать свои и чужие чувства, лучше осознавать себя и свои желания. Роль материнской любви в этот период огромна, и ее сложно переоценить.

— С какими трудностями может столкнуться женщина в первые месяцы материнства?

— В первые месяцы материнства жизнь женщины кардинально перестраивается. Могут появиться негативные переживания, связанные с недостатком сна, бесконечной чередой повторяющихся бытовых дел, нехваткой времени на себя и отсутствием личного пространства. Прибавляется тревога, вызванная плачем ребенка, постоянное переживание за его жизнь и здоровье.

На женщину давят установки, что материнство не должно вызывать негативных эмоций. Есть такой стереотип, что хорошая мама должна постоянно улыбаться и наслаждаться общением с ребенком. И в ее жизни не должно быть места усталости и отрицательным эмоциям, какими бы объективными факторами они ни были вызваны.

В итоге женщина тратит последние силы и пытается соответствовать навязанным ожиданиям. Это состояние приводит к появлению у матери трудностей в общении с ребенком, выполнению своих обязанностей механически. Игра с малышом в таком состоянии нередко сводится к неосознанной тряске погремушкой. Тогда малыши реже издают звуки, делают меньше спонтанных движений, а часто единственным их призывом к взаимодействию является плач.

Приведу пример из своего опыта. Если мама, приходя с ребенком на занятие к нам в центр подавлена, эмоционально перегружена какими-либо проблемами, это в большинстве случаев находит отражение в поведении ребенка. Снижается его игровая деятельность и активность в целом. Малыш все чаще хочет находиться на руках у мамы, много плачет — все это признаки стресса. Такие проявления у маленького ребенка — прямое отражение реального психологического состояния матери. Поэтому маме очень важно прислушиваться к своему эмоциональному состоянию.

— Что вы можете посоветовать молодым мамам для поддержания своего психологического здоровья?

— Восстановление своих внутренних ресурсов маме следует начать с понимания, какие ежедневные дела являются необязательными, но отнимают много сил. И в последующем исключить их из списка первоочередных занятий.

Необходимо наладить режим сна, следить за рационом питания, не забывать о физкультуре, находить возможность для чтения, хобби, общения с друзьями. И не надо стесняться просить близких о помощи — учиться делегировать полномочия, принимать поддержку окружающих. Если мама чувствует себя усталой, то лучше попросить кого-то из близких посидеть с ребенком и найти возможность восстановить свои ресурсы. Это необходимо делать своевременно, чтобы состояние подавленности не повлияло на заботу о ребенке.

Здесь помогут

Короткую информацию о службе ранней помощи в Москве можно почитать по ссылке на сайте, а также в развернутом виде в отдельном лендинге.

Чтобы получать услуги ранней помощи в центре имени Л. И. Швецовой, необходимо направление от участкового педиатра или специалиста территориального центра социального обслуживания. Родители могут и сами обратиться в центр имени Л. И. Швецовой, если какие-то моменты в поведении или развитии ребенка вызывают беспокойство.

Необходимо иметь следующие документы:

  • свидетельство о рождении ребенка;
  • свидетельство о регистрации в Москве;
  • паспорт родителей;
  • страховой полис;
  • выписку из медицинской карты ребенка с указанием сопутствующей патологии.

Зачисление в службу ранней помощи осуществляется на основании:

  • личного заявления родителей;
  • заключения договора о безвозмездном оказании услуг ранней помощи — с учетом мнения междисциплинарного консилиума по результатам первичного приема.

Адрес: ул. Вилиса Лациса, д. 31, к. 3.

Подробная информация по телефону: 8 (499) 762-25-51.

В столице поддержку родителям также оказывают в Московской службе психологической помощи. Здесь можно записаться на бесплатные психологические консультации и вебинары. Кроме того, в круглосуточном режиме работает телефон неотложной психологической помощи 051 (для городского), +7 (495) 051 (для мобильного), а также чат психологической поддержки на сайте www.msph.ru.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме