20 декабря 2021 года
Когда в семье рождается ребенок с особенностями здоровья, родители могут обратиться в столичную службу ранней помощи (СРП). Такая служба работает во многих учреждениях Москвы, в том числе на базе Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой. Специалисты центра рассказали, какую роль в помощи малышу играет дефектолог.
Дефектолог — это специалист, работающий с детьми, имеющими особенностями развития. Он проводит коррекционные занятия по развитию высших психических функций ребенка: внимания, памяти, мышления и речи.
«Работа дефектолога в службе ранней помощи имеет свои нюансы, так как специалист занимается с детьми самого раннего возраста, от 0 до 3 лет. Выявить нарушение или задержку в развитии ребенка можно уже на этапе первых месяцев жизни малыша, поэтому чем раньше родители обращаются за помощью, тем больше шансов получить хороший результат», — говорит Светлана Табакова, учитель-дефектолог и логопед центра Швецовой.
По мере взросления ребенка все больше необходимо задействовать речевые навыки, чтобы малыш учился взаимодействовать с другими людьми и изучать окружающий мир.
«Нередко к нам обращаются семьи, в которых у детей отстает речевое развитие. Родителей беспокоит, что ребенок не может общаться с окружающими людьми и находить контакт со сверстниками», — продолжает Светлана.
В этой ситуации ребенку необходима комплексная помощь. Междисциплинарная команда ранней помощи работает в тесном взаимодействии: координатор семьи, педиатр развития, реабилитолог, семейный психолог, инструктор по грудничковому плаванию и так далее. В каждом конкретном случае сотрудники ранней помощи определяют, что необходимо малышу и его родителям.
Встречаясь с одними и теми же специалистами, ребенок начинает раскрываться. Степень его доверия возрастает, что позволяет ему более свободно идти на контакт и выражать себя словами.
В возрасте до 3 лет ребенку легче познавать мир через игру, поэтому занятия проходят в игровой форме.
Не менее важно, чтобы родители тоже включались в процесс обучения ребенка.
«Однажды к нам обратилась семья с годовалой девочкой Лилей с синдромом Дауна. На первых занятиях она сидела на руках у мамы и плакала. Но благодаря совместным усилиям взрослых малышка постепенно адаптировалась, занятия стали проходить легко и продуктивно. Не прекратилась работа и во время самоизоляции: Лиля садилась у экрана вместе с мамой и занималась. Сейчас девочка избавилась от страха перед общением с другими и ходит в детский сад. Мы всегда выступаем за тесное взаимодействие с семьями. Родители — наши помощники, мы сотрудничаем с ними на равных. Ведь мы занимаемся общим делом на благо наших детей», — делится учитель-дефектолог.
Помощь рядом
Чтобы получать услуги ранней помощи в центре имени Л.И. Швецовой, необходимо направление от участкового педиатра или специалиста ТЦСО, предполагающих проблемы в развитии ребенка. Родители могут самостоятельно обратиться напрямую в центр, если поведение или развитие ребенка вызывает беспокойство.
Необходимо иметь следующие документы:
- свидетельство о рождении ребенка,
- свидетельство о регистрации в Москве,
- паспорт родителей,
- страховой полис,
- отрицательный результат ПЦР-теста или QR-код сертификата о вакцинации,
- выписку из медицинской карты ребенка с указанием сопутствующей патологии.
Зачисление в службу ранней помощи осуществляется на основании:
- личного заявления родителей,
- заключения договора о безвозмездном оказании услуг ранней помощи с учетом мнения междисциплинарного консилиума по результатам первичного приема.
Адрес: ул. Вилиса Лациса, д. 31, к. 3.
Подробная информация по телефону: 8 (499) 762-25-51.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы