8 декабря 2021 года
В Центре комплексной реабилитации инвалидов «Бутово» в работе с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) используют визуальное расписание. Оно помогает ребенку в учебе и в повседневной жизни. Рассказываем, в чем преимущества этой методики и как пользоваться визуальным расписанием в домашних условиях.
Что такое визуальное расписание
Это планшетка с картинками или словами, обозначающими действия. Они расположены в порядке выполнения. Глядя на визуальное расписание, ребенок понимает, что и в какой последовательности ему следует делать.
«Детям с РАС зачастую трудно приспособиться к быстро меняющимся условиям окружающей среды. Им важна предсказуемость. Визуальное расписание, или методика „сначала-потом“ — отличный способ донесения сложной информации детям с проблемами в понимании речи. Его часто используют в коррекции нежелательного поведения. Кроме того, ребенок видит причинно-следственные связи, понимает, что вначале идет одна деятельность, затем другая. На занятиях дети учатся переключать внимание, работать с таймером, сопоставлять карточки и соответствующие действия», — рассказывает Юлия Пронина, педагог-психолог ЦРИ «Бутово».
Кому поможет
В первую очередь визуальное расписание рассчитано на детей с РАС. Также оно будет полезно ребятам, имеющим сложности с переключением внимания, а также людям со сложностями в восприятии речи.
Как провести занятие по методике визуального расписания самостоятельно
- Положите перед ребенком планшетку, приготовьте карточки с изображением действий и предметы, необходимые для их совершения. Лучше начинать обучение с коротких мотивационных видов деятельности.
Дайте первую карточку в руки ребенку, помогите прикрепить ее к планшетке и скажите: «Сейчас — пузыри». Затем дайте вторую: «Потом — поезд». - Покажите пальцем ребенка на первое изображение и еще раз повторите: «Сейчас — пузыри». Поставьте таймер на короткий промежуток времени, например на 30 секунд, затем начните дуть пузыри. Как только таймер прозвенел, помогите ребенку убрать первую карточку с планшетки, комментируя: «Пузыри — все».
Лучше заранее приготовить страницу с липучками, куда ребенок будет класть карточки с завершенным действием. Это поможет ему быстрее понять причинно-следственные связи. Пример такой страницы можно увидеть на фото ниже.
Показываем пальцем ребенка на второе изображение, также комментируем и начинаем действие — например, игру в поезд. Убираем вторую карточку, когда время истекло. Работаем интенсивно с разными видами деятельности, постепенно убирая все подсказки. - После того, как ребенок научился работать с планшеткой, можно переходить к менее мотивационным действиям, добавлять задания, инструкции, при хорошем сотрудничестве — просто показывать ребенку, что мы будем делать сначала, а что потом. Или же давать ему выбор между несколькими заданиями.
- Если между двумя запланированными действиями предполагается большой интервал, учитывайте это. Например, если между действиями «мы идем к врачу» и «идем в Макдоналдс» у вас должно пройти 30 минут, не стоит надеяться, что ребенок все запомнит и будет у врача вести себя хорошо. Лучше добавить в этот промежуток еще одно действие, например «играть в снежки» или «гулять». А чтобы малыш не забыл последовательность, визуальное расписание всегда должно быть у вас под рукой, например в телефоне.
Кроме того, последствия должны зависеть от поведения ребенка, и он должен понимать эту закономерность. Иногда достаточно указать в визуальном расписании варианты развития дня при хорошем и плохом поведении. Не забывайте периодически показывать ребенку планшетку с этими вариантами. Так вам будет легче предотвратить нежелательное поведение.
Заниматься по методике визуального расписания можно дома, особенно для закрепления результата, но на начальном этапе лучше обратиться за помощью к специалисту.
О том, как записаться на курс в Центр комплексной реабилитации инвалидов «Бутово», вы можете узнать по телефону: 8 (499) 743-48-45, а также на официальном сайте учреждения: https://rcbutovo.mos.ru/.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы