Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Психология конфликта: как вести себя в непростой ситуации

7 декабря 2021 года

691

Кому в отделе выходить в отпуск на следующей неделе, на что потратить семейные сбережения, хороший фильм только что посмотрели в кино или нет... Соприкосновение различных мнений происходит в жизни каждого ежедневно. Это нормальная картина, которая, однако, может приводить к ссорам, испорченным отношениям и шквалу эмоций. Психолог Московской службы психологической помощи Денис Хакимов рассказывает подробнее о теме и способах преодоления затруднений.

Причины разладов

Конфликт — это противостояние точек зрения, мировоззрений, а, следовательно, и людей, стоящих за ними. Случается такое в любой сфере деятельности: работе, учебе, семье. Основной момент — столкновение двух людей, человека и группы либо коллективов.

Предпосылки, которые влекут за собой разногласия:

  • убеждения— противоположные взгляды на политику, воспитание, профессиональную деятельность и другие сферы;
  • личностные особенности— непохожие темпераменты, укоренившиеся привычки, характерные методы решения проблем;
  • психологические проблемы— накопившееся недовольство, негативные эмоции, стереотипы мышления, непроработанные комплексы, неуверенность в себе;
  • нарушение норм— выход за рамки дозволенного в каком-либо сообществе вызывает напряжение и провоцирует ответные реакции.

Основные типы конфронтаций

  • Межличностный конфликт. Самый распространенный тип, в котором участвуют два человека со своими индивидуальными взглядами и позициями. Например, это могут быть два сотрудника, одному из которых комфортно в прохладном помещении и он все время открывает окно, в то время как второй постоянно мерзнет. На этой почве разыгрывается противостояние, а иногда и локальный скандал.
  • Человек и группа. Нерадивый ученик-прогульщик, из-за которого портится общая успеваемость, член семьи, против которого «дружат» остальные домочадцы, или начальник-самодур, тиран, раздражающий весь коллектив.
  • Межгрупповое противостояние. Распространенный пример — вражда отделов в организации из-за финансирования или «хроническая» вражда двух семей из-за давнего инцидента, суть которого уже мало кто помнит.

Важно учитывать, что конфликт как таковой не является чем-то плохим, тем, что нужно избегать любой ценой. Во-первых, это нереально и противоречия все равно рано или поздно заявят о себе. Во-вторых, противоборство эффективнее переводить в конструктивное русло. Тогда камни преткновения перестают мозолить глаза и становятся точками роста для всех участников спора. Самое главное — видеть оппонента не как заклятого врага, но как сотрудничающую сторону. Тогда итогом разладов становится появление опыта разрешения непростых случаев, улучшение социальных связей, а иногда и новые знакомства.

Как разрешить разногласия?

Причин, приводящих к выяснению отношений, множество, потому что в них вступают люди в различных, порой уникальных ситуациях. Но можно следовать общим правилам: они позволят конструктивно и уважительно отнестись к собеседнику, помогут получить взаимную выгоду.

  • Открытость
    Важно дать человеку высказаться, обозначить свою точку зрения, раскрыть позицию по волнующему вопросу (даже просто выговориться уже бывает полезным). Если выразите словами волнения и потребности, то как оппоненту, так и вам будет проще уловить важное, общее в обсуждении.
  • Интерес
    Постарайтесь проявить хотя бы толику участия. Демонстрация того, что вам не все равно, не пройдет мимо противоположной стороны и с большой вероятностью поспособствует налаживанию контакта.
  • Выдержка
    Избегайте оскорблений и вообще сильных эмоций. Сорвавшись на крик или хамство, вы закроете путь к решению вопроса. Плюс выставите себя как несдержанного, вспыльчивого человека, с которым трудно нормально общаться. Полезнее, особенно в профессиональной среде, соблюдать деловой тон и настрой.
  • Компромиссы
    Нахождение обоюдного согласия — наиболее конструктивный способ решения конфликта. Каждый из участников получает желаемое (или его часть), это позволяет видеть взаимный прогресс и понимать возможность достижения поставленных целей. Через силу и сопротивление продавливать только свою линию — не очень разумный подход, подрывающий принцип равновесия. Ищите общие интересы и точки соприкосновения, которые и будут фундаментом сотрудничества.
  • Отказ от обвинений
    Не стоит искать виноватых, даже если человек действительно совершил опрометчивый поступок. «Сделанного не воротишь», и в контексте спора эффективнее находить пути решения, а не указывать на ошибки, допущенные по молодости или неопытности.
  • Уверенность
    Показывайте понимание своей позиции и готовность ее отстаивать. Так вы определяете границы, то ядро, которое принципиально важно.

Конфликты — неотъемлемая часть любого общения, любой сферы отношений. Однако не следует переоценивать свои силы относительно разрешения таких инцидентов. Не всякое разногласие можно и нужно решать. Иногда проще оставить его как есть, особенно если оно не носит жизненно важного значения. Но если противоречие возникло и требуются какие-то действия, подойти к вопросу конструктивно — лучший вариант. Так вероятность положительного результата увеличится; кроме того, вы сбережете нервы.

Московская служба психологической помощи регулярно проводит вебинары, посвященные темам преодоления конфликтных ситуаций и улучшения межличностного взаимодействия. Список тем и расписание размещены на одноименной вкладке главной страницы сайта службы. Кроме того, в круглосуточном режиме работает телефон неотложной психологической помощи — 051 (для городского), +7 (495) 051 (для мобильного), а также чат психологической поддержки. Подробности на сайте https://msph.ru.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Поделиться:

Новости по теме