Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Как давать и получать обратную связь: 12 правил от психолога

29 ноября 2021 года

658

Оценить свою работу объективно иной раз трудно даже профессионалам: кто-то о себе слишком высокого мнения, другие, наоборот, чрезмерно критично относятся к личным достижениям. Понять, как ты справляешься с поставленными задачами, помогает обратная связь. Она важна и в личных отношениях — дает партнерам возможность лучше узнать друг друга. Если отклик позитивный, то трудностей во взаимодействии, как правило, не возникает. Но как быть в ситуации, когда необходимо дать негативную обратную связь? Об этом рассказал психолог Московской службы психологической помощи Дмитрий Дементьев.

Хороший фидбэк, данный в профессиональной среде или личностном общении, может как усилить мотивацию, показать сильные стороны, так и, наоборот, выбить из колеи и разрушить отношения с человеком. Позитивный отклик принимается людьми с большей готовностью, чем негативный. И это понятно. Положительная обратная связь приятна, она может повысить самооценку, улучшить представление о самом себе. Неконструктивная критика, упрек служат угрозой для самовосприятия личности. Из-за нежелания знать о себе неприятные факты, нелестное мнение такой отзыв зачастую людьми попросту не воспринимается.

Как правильно давать обратную связь:

  • оценивайте не личность человека, а его дела;
  • избегайте обобщений, подкрепите свое мнение примерами;
  • обратите внимание на детали: так будет проще исправить недочеты или повторить удачные решения;
  • дайте понять, что ошибки — это не страшно, они — часть опыта;
  • обратите внимание на сильные стороны, успешные проекты, похвалите человека;
  • проявите уважение к собеседнику: никакой агрессии и снобизма;
  • не распинайте за промахи, но объясните, как видите решение проблемы и каких шагов ждете от оппонента.

Деликатно преподнести негативную обратную связь помогает метод сэндвича: начните с ободряющего утверждения, в середине озвучьте свое критическое замечание, в конце — похвалите. В таком подходе первое утверждение воспринимается как подготовка к критике, второе — как правда, а третье — как успокаивающее и вдохновляющее наставление.

Как реагировать на критику:

  • Критично отнеситесь к замечаниям. Помните, что оценивают вашу работу, но не вас.
  • Не согласны — озвучьте причины, выскажите свое мнение, приведите аргументы.
  • Убедитесь, что получаете отклик от компетентного в данной теме человека.
  • Старайтесь воспринимать отзыв не как упрек, но как помощь.
  • Обратите внимание на ошибки, которые допустили, и сделайте выводы.

Слушаем себя

Интересный парадокс общения: даже позитивная обратная связь может быть воспринята человеком в штыки. Ведь, по сути, похвала — не что иное, как оценка, а быть оцениваемым неприятно. Есть исследование, которое говорит еще об одном любопытном факте: обычно для людей наиболее значимо мнение о себе и своей деятельности, высказанное авторитетным источником. Но если взять профессиональные отношения, то здесь ситуация иная: с большей готовностью и «правдоподобием» обратная связь воспринимается от коллеги, чем от руководителя.

Источником отклика можем быть и мы сами, причем для большинства людей возможность вести внутренний диалог и прислушиваться к самому себе более предпочтительна. В решении тех или иных вопросов человек видит гораздо больше нюансов своей деятельности, потому может быть намного компетентнее, нежели его коллеги, друзья или близкие. С возрастом люди вообще менее склонны принимать обратную связь от других, полагаясь в качестве источника такого отзыва только на самого себя.

Если у вас есть трудности во взаимоотношениях с коллегами, подчиненными или руководителем, если вы хотите научиться давать и принимать обратную связь, можете записаться на бесплатные психологические консультации и вебинары Московской службы психологической помощи населению. Список тем и расписание вебинаров размещены на одноименной вкладке главной страницы сайта службы. Кроме того, в круглосуточном режиме работает телефон неотложной психологической помощи: 051 (с городского телефона), +7 (495) 051 (с мобильного) и чат психологической поддержки на сайте www.msph.ru.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме