23 ноября 2021 года
В помощи и поддержке нуждаются не только клиенты психологов, но и сами специалисты. Зачастую они вместе с человеком входят в эпицентр кризиса, выдерживают самые тяжелые чувства и состояния, несут серьезную эмоциональную и интеллектуальную нагрузку. Справиться с такими состояниями помогает более опытный коллега — супервизор. О формах и методах профессиональной поддержки психологов рассказывает Федор Шаньков, специалист Московской службы психологической помощи населению, научный сотрудник Психологического института РАО.
Высокая степень неопределенности и ответственности в помогающих практиках зачастую ведет к профессиональному истощению: умеющему оказывать помощь необходимо также уметь самому ее запрашивать и получать. Супервизия — основная форма профессиональной поддержки и развития помогающих специалистов.
В рамках супервизии в присутствии более опытного коллеги исследуются клиентские случаи, проясняются терапевтические отношения, развиваются определенные профессиональные навыки.
С какими вопросами чаще всего обращаются к специалисту:
- каким образом выстроить стратегию и тактику работы с конкретным клиентом (фокус работы, конкретные интервенции, изменения формата встреч);
- как разрешить этические дилеммы, чтобы не навредить клиенту (например, если психолог узнал, что клиент нарушает гражданский закон, может причинить вред себе или другим, каким образом лучше всего действовать с учетом правил конфиденциальности);
- определение ближайших шагов и способов профессионального развития.
Последние научные исследования подтверждают, что эффективность психотерапии определяет не подход, конкретный метод или знания специалиста, но прежде всего качество отношений между психологом и клиентом, способность эксперта постоянно расти, честно и регулярно исследуя свой опыт работы. При этом показано, что психологи, как и педагоги, самостоятельно не могут оценить качество своей работы, для развития им необходимо постоянно собирать обратную связь от клиентов, супервизора и профессионального сообщества.
По международным стандартам к психотерапевтической практике допускается профессионал, который окончил полноценную многолетнюю программу обучения в одном из психотерапевтических направлений. На деле этим все не заканчивается. Далее психолог призван: постоянно продолжать обучение, посещать международные конференции, чтобы быть в курсе новых научных данных, осмыслять опыт, чувствовать свою причастность к профессиональному сообществу; ходить к своему собственному психотерапевту, чтобы отделять свои переживания от переживаний клиентов; регулярно посещать интервизии и супервизии, получать обратную связь о своей работе.
В среднем в году супервизоры МСППН проводят около 300 индивидуальных и более 200 групповых супервизий. Также каждый новый сотрудник проходит так называемую экспертную супервизию, где определяется его профессиональный уровень, развитие компетенций, ограничения и допуски для работы с клиентами.
Основные форматы поддержки
Индивидуальная. Психолог представляет супервизору случай индивидуального, семейного или группового консультирования. Фокус встречи может быть направлен на психологические особенности клиента, трудности контакта, «слепые пятна» в работе, стратегию и тактику ведения случая, влияние на него социального и организационного контекста. Обычно это час-полтора офлайн- или онлайн-работы один на один.
Групповая. Работа с группой коллег по определенной модели (например, калейдоскопическая модель супервизии, балинтовская группа, обучающая супервизия). Какие основные результаты данного формата? Это и объемное, многомерное понимание феноменологии консультации, и профилактика профессионального выгорания, и получение коллегиальной поддержки. Основное преимущество групповой супервизии в том, что она дает возможность развить профессионализм за счет обмена опытом с другими коллегами в условиях уважения и безопасности.
Командная. Формат, который предполагает работу с группой специалистов, занятых ведением одних и тех же клиентов. Например, супервизия соведущих групп или коллег из одной бригады. Здесь фокус держится на прояснении различного и общего в понимании клиента, выстраивании целостной стратегии командной работы по взаимодействию с ним.
Психологу зачастую хочется помочь всем, кто к нему обращается, и признать свои ограничения иной раз трудно. Например, в каких случаях лучше перенаправить клиента к психиатру, а в каких — к другому узкопрофильному специалисту, работающему с определенной темой (например, расстройствами пищевого поведения, травмой насилия, игровой зависимостью и т. п.). Супервизор всегда вынужден соблюдать баланс между ответственностью за качество работы супервизанта (психолога) и уважением к его самостоятельности, проявлять должную заботу не только о благополучии специалиста, но и, через специалиста, о благополучии клиента.
Итак, в рамках супервизии — помощи помогающему — лучше осознается профессиональный опыт, значительно развивается профессиональное мышление и навыки работы, оказывается сильная эмоциональная поддержка, в которой так нуждаются те, кто постоянно призван поддерживать других. Супервизия для психолога — это практика заботы о себе, сохранения своего профессионализма, профилактики эмоционального выгорания, вторичной травматизации, источник профессионального и личного роста. Это необходимая часть работы психолога, который хочет эффективно, этично, эстетично и экологично заниматься помощью другим.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы