19 ноября 2021 года
Заправить кровать, одеться, завязать шнурки, почистить зубы или помыть посуду — действия, которые кажутся обычными и простыми, но детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть хотя бы одним из этих навыков непросто. Как в столичном особом семейном центре «Роза ветров» детей обучают самообслуживанию, рассказывает учитель-дефектолог Ирина Ельцова.
16-летний Роберт, юноша с синдромом Дауна, растет и развивается в особом семейном центре «Роза ветров». У него отставание в психомоторном развитии и нет речи. По мнению специалистов центра, их первостепенная задача — сформировать культурно-гигиенические навыки, которые помогут ребенку приспособиться к быту.
Роберт не хочет чистить зубы. Утренняя процедура проходила только совместно со взрослым. Сначала мальчика учили распознавать свой предмет гигиены по личному символическому знаку — яркой наклейке, брать и правильно удерживать его, выполнять совместные, а в дальнейшем и самостоятельные круговые действия зубной щеткой, наблюдать за происходящим процессом в зеркале.
Сейчас Роберт справляется с этой задачей без помощи взрослого, а еще умеет самостоятельно мыть руки и умываться. Успешного результата он достиг под руководством учителя-дефектолога Ирины Ельцовой и воспитателя Светланы Терешкиной. По утрам педагоги поэтапно учили его чистить зубы, а вечером с помощью инструкции подростка направляли родители.
Упражнения практической жизни
Педагоги помогают ребенку познакомиться с новыми навыками удобными для него способами, не торопясь, чтобы он сам мог позаботиться о себе и своем здоровье. Так у него закрепятся повседневные привычки, которые пригодятся ему во взрослой жизни.
Расстегивать и застегивать одежду, мыть овощи и фрукты, протирать стол — эти и многие другие «упражнения практической жизни» по системе Марии Монтессори помогают ребенку в познании навыков самообслуживания. Такие простые действия встречаются как в игровых ситуациях, так и в повседневной жизни в домашних условиях, поэтому дети с удовольствием включаются в эту работу. Ребенок становится все более уверенным, когда сам может почистить зубы или обуться, так у него формируется чувство независимости.
«В нашем центре есть зона практической жизни. Именно в ней находятся настоящие инструменты, вещи, материал для мытья рук и чистки обуви и другие предметы повседневной окружающей среды, с помощью которых ребята учатся следить за собой и своими вещами. В „практической зоне“ дети могут переливать жидкости, пересыпать крупы и мелкие детали, мыть, очищать предметы, сортируя их и нанизывая на веревочную основу», — рассказывает Ирина Ельцова.
В процессе такой работы дети совершенствуют навыки самообслуживания. Например, зашнуровывать и застегивать вещи они учатся с помощью специальных тренажеров — рамок со всевозможными застежками: пуговицами, пряжками, крючками, молниями, шнурками.
Организуем пространство
«Важнейшее условие организации „пространства практической жизни“: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Дети занимаются реальной деятельностью, а не просто ее имитируют», — подчеркивает специалист.
Приобрести практические навыки помогут не только специально созданные и разработанные пособия, но и самые обычные вещи, которые мы используем в реальной жизни: предметы с застежками, для переливания воды, губка в тазике для выжимания, для уборки стола и мытья посуды, зеркало и расческа, детская вешалка для одежды, зубная щетка и паста, стаканчик, веник для подметания мусора, лейка для полива цветов и так далее.
Преодолевают все трудности и неудачи дети вместе с командой педагогов. Учитель-дефектолог обучает их в кабинете Монтессори, а дальше в повседневной жизни дети повторяют упражнения с воспитателями в группе, а также с родителями дома, закрепляя и совершенствуя полученные навыки.
Использование элементов методики Монтессори положительно влияет на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Для каждого ребенка работа с материалом помогает сформировать необходимые жизненные навыки. Занимаясь собственной «исследовательской работой», он учится простым действия повседневного течения жизни. Помочь маме накрыть на стол, помыть яблоки и угостить ими гостей — ребенок, безусловно, почувствует себя самостоятельным, получит позитивные эмоции.
На заметку родителям
Несколько несложных упражнений, которые можно самостоятельно проводить с ребенком:
- Подготовительные упражнения по мытью рук:
- переливание воды из одного кувшина в другой;
- упражнение «Поймай мыло» (удержание мыла, выпускание скользкого мыла);
- упражнение «Плыви, рыбка» (захватывание предметов одной рукой, снижение тонуса и напряжения пальцев и кистей рук);
- Имитационные упражнения «Моем руки», «Ах, водичка горячая (холодная)».
- Практические упражнения правильного мытья рук по алгоритму: встать позади ребенка и взять своими руками его руки, проделать с ним все действия по мытью рук.
- Имитационные и подготовительные упражнения: «Чистим, чистим зубы по утрам и вечерам», «Выдави пасту из тюбика», «Сожми резиновую игрушку», «Надави на тюбик», «Открути и закрути пробку на бутылке (на тюбике)».
- Практические упражнения: ощупывание зубов; рассматривание их перед зеркалом; чистка зубов щеткой без пасты.
- Практические упражнения по выдавливанию пасты из тюбика: совместные действия с педагогом, чтобы научить правильно дозировать выдавливание пасты из тюбика, контроль за тем, чтобы дети не ели пасту.
Справочно:
Московские центры социальной помощи и реабилитации оказывают помощь семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными нарушениями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы