12 ноября 2021 года
Проект «Экосистема детства» по созданию вокруг детей-сирот атмосферы поддержки, формированию у них культуры привязанности, доверия, умения общаться с окружающими и профилактике девиантного поведения проводился в течение года в четырех столичных центрах содействия семейному воспитанию. Его разработали эксперты Федерации психологов образования России и Московского государственного психолого-педагогического университета, в 2020 году он стал одним из победителей конкурса грантов «Москва − добрый город». Руководитель проекта, заведующая кафедрой юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ Римма Чиркина рассказала, какие механизмы используют психологи и сотрудники центров, чтобы предотвратить у ребенка «трудное» поведение и научить быть «ресурсным человеком», способным поддерживать близких.
«Какой бы хорошей ни была организация, где находятся дети-сироты, какие бы прекрасные условия там ни были, там не формируются семейные узы», — объясняет Римма Чиркина.
Как последствие страдает «сфера любви и принятия», отметила эксперт, а детей, как правило, удерживают только внешние ограничения: «Поэтому дети порой выстраивают свои защитные стратегии, которые оказываются разрушительными». В таких ситуациях, уверены психологи, трудно строить личные отношения и быть добрым, дети не умеют быть ресурсными для окружающих — у них нет понимания того, как важно отдавать и делиться, поддерживать кого-то.
В результате психологи и сотрудники семейных центров-участников проекта стали создавать в организациях так называемую «замещающую социальную среду». «Мы постарались наладить такие формы и форматы общения между людьми, которые позволяют детям получить недостающие компетенции, научиться регулировать собственное поведение и эмоции, а это можно делать, только перейдя на более высокий уровень осознанности, и в результате научиться взаимодействовать, работать с кем-то, видеть не только себя, но и других и вкладывать в отношения свои лучшие стороны — доброту, великодушие, уметь поддержать других и при этом обратиться за помощью и принять ее с благодарностью, — пояснила руководитель проекта „Экосистема детства“. — Это, казалось бы, естественные вещи, но они просто так ниоткуда не берутся и дополняются именно сообществом».
От директора — до вахтера
В начале реализации проекта — он ведется в Центре содействия семейному воспитанию имени Ю.В. Никулина, ЦССВ № 1, а также ЦССВ «Спутник» и «Каховские ромашки» — его авторы встретились абсолютно со всеми сотрудниками организаций. «Мы пришли с проектом, который называется „Экосистема детства“, а экосистема — это когда все создают совместное пространство общих целей, ценностей и действий, — рассказывает Римма Чиркина. — Сотрудники знают и понимают, что дети работают над навыками, с ними проводятся тренинги. И здесь все, как в семье: если у младшего брата проблемы, то вся семья за него переживает, все хотят, чтобы у него все получилось. И сам ребенок знает, что в нем заинтересованы, за ним наблюдают, за него беспокоятся, и у всей семьи есть общее видение будущего. В результате вокруг ребенка должно быть сформировано сообщество поддержки, создана культура поддерживающих отношений, и все это делается при активном участии ребенка».
Для формирования такой культуры авторы используют три вида технологий. Первая — это коррекционно-профилактическая практика «Сила народной игры». Дети разного возраста осваивают утраченные ныне русские народные игры. Игровая среда учит их придерживаться правил, выбирать свою роль и следовать ей, находить взаимопонимание, взаимодействовать и принимать решения. Народная игра включает в себя физический и психоэмоциональный уровни взаимоотношений. Во время народной игры дети, с одной стороны, могут свободно проявлять творческую активность, импровизировать, но, с другой стороны, обязаны соблюдать равенство всех участников по отношению к правилам игры и друг к другу. «Наши наблюдения и исследования показали, что в результате фольклорных тренингов дети, которые были незаметными, робкими и не осмеливались высказаться в присутствии других становились более смелыми, при этом и в группе улучшалось к ним отношение, повышался их социометрический статус», — рассказывает руководитель проекта.
Следующая технология — это ступень «Умелый класс» или «Умелая группа». Это игровая программа, в которой дети осваивают социально-коммуникативные и эмоциональные навыки. «Этот подход можно назвать краткосрочной терапией, — поясняет Римма Чиркина. — Сделать сразу нечто глобальное — задача непосильная, но можно начать здороваться, входя в класс, или тянуть руку, если хочешь ответить, а не выкрикивать с места. А эти небольшие навыки уже легко приобрести, их использование станет профилактикой неприятных для ребенка ситуаций критики и замечаний». Технологию используют, в частности, в семейных группах, где дети хотят научиться, например, не реагировать на провокации, вовремя проснуться и не опоздать на занятия. У каждого человека при этом есть способ фиксировать свои достижения, но особенность в том, что фиксируют их окружающие, например, складывая разноцветные макароны в прозрачную банку. Тот, кто увидел, что человек сдержался в острой ситуации, не ответил грубо, «записывает» этот результат. Именно потому и важно, чтобы все, в том числе и сотрудники центров, знали о цели каждого ребенка. Тогда положительный результат не останется незамеченным — это важный элемент подкрепления изменений.
Еще одна технология, которую используют авторы проекта, — «Круг поддержки сообщества». Это встреча, на которой собираются дети и обсуждают различные ситуации, следуя правилам: говорить с уважением и слушать с уважением. Также нельзя высказать оценок, перебивать и «выносить из круга» то, что там обсуждалось. Говорить может тот, у кого в руках находится символ «Круга», в одном из центров для этого используется игрушка — красное плюшевое сердце. «Это технология для любой формы групповой коммуникации, — поясняет Римма Чиркина. — Можно составить планы, обсудить проблему, вынести групповое решение. И особенность такой технологии еще и в том, что ни один человек в нем не останется незаметным — до него обязательно дойдет очередь, и он сможет высказаться, поделиться своим мнением, и его услышат. У него есть право и отказаться, но он останется виден».
Консилиумы, после которых начинается индивидуальное сопровождение детей сотрудниками центров и волонтерами-наставниками тоже проходит в форме «Круга поддержки сообщества»: подростки принимают ответственное решение о своих изменениях и получают ясное представление о том, как и с кем они будут идти по этому пути. Таким образом, система поддержки обретает свою целостность.
«Огромный спектр возможностей»
В Центре содействия семейному воспитанию имени Ю.В. Никулина в проекте «Экосистема детства» задействованы все — как психологи, специалисты по социальной работе и воспитатели, так и дети — воспитанники в возрасте от 3 до 12 лет, а также ребята постарше, имеющие проблемы с поведением.
«Для психологов, специалистов по социальной работе, воспитателей было проведено около 40 обучающих мероприятий — это семинары, конференции, лекции, как в очном, так и в онлайн-формате, — рассказал начальник отдела психолого-медико-педагогической реабилитации центра Павел Крайнев, курирующий проект „Экосистема детства“ в учреждении. — Большое внимание в обучающих технологиях по работе с воспитанниками из группы риска уделяется вопросам кейс-менеджмента, менторинга, медиации, восстановительным программам в проблемных и конфликтных ситуациях».
Он отметил, что особенный интерес у взрослых и детей вызвали мероприятия цикла «Сила народной игры»: студентов педагоги и воспитанники центра имени Ю.В. Никулина играли в русские народные игры, водили хороводы, пели песни, рисовали, сочиняли сказки.
«Специалисты, работающие с детьми, получили возможность использовать в работе огромный спектр разнообразных методик и технологий по сплочению детского коллектива и гармонизации отношений внутри детской группы», — считает Павел Крайнев.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы