В Центре лечебной педагогики (ЦЛП) более 30 лет специалисты и волонтеры учат детей с особенностями развития адаптироваться к окружающему миру, а родителям оказывают психологическую и юридическую поддержку. ЦЛП сотрудничает и с московскими центрами содействия семейному воспитанию, где также помогает особым детям. В 2020 году центр стал одним из победителей конкурса грантов «Москва — добрый город» столичного Департамента труда и социальной защиты с проектом по подготовке дошкольников к посещению детского сада или школы.

Подготовка к детскому саду

В проекте ЦЛП «Вклад в будущее. Профилактика инвалидизации особых детей дошкольного возраста» в этом году было 30 участников — это ежегодный проект, но число участников год от года отличается. Сотрудники и волонтеры работают с детьми с расстройствами аутистического спектра, генетическими синдромами, нарушениями умственного развития, трудностями в обучении и другими проблемами. И каждый год группы получаются разные — в зависимости от конкретного запроса, от того, какие дети пришли в Центр лечебной педагогики в этом году. Иногда формируются отдельные группы для детей-будущих школьников с тяжелыми и множественными нарушениями, которым сложнее вписаться в коллектив сверстников с более легкими нарушениями, а иногда сразу несколько групп по подготовке к детскому саду.

В этом году в центре работали несколько интегративных групп дошкольников, включая несколько ясельных групп. Это были дети, которые только собираются пойти в детский сад и которым необходимо к нему подготовиться. «Они учатся отделяться от родителей, оставаться с другими детьми и другими взрослыми, — рассказывает проектный директор ЦЛП Любовь Рябцева. — И здесь мы говорим о тревожных детях, которым сложно отпускать родителей — это очень медленный, постепенный процесс».

Поэтому в таких группах сначала мамы находятся в помещении вместе с детьми, через некоторое время отсаживаются от них, например, к двери, потом выходят за дверь, но все еще остаются рядом, потом постепенно переходят в другое помещение. Так ребенок учится отпускать маму, оставаться с другими детьми и воспитателем. После таких занятий, отмечает Любовь Рябцева, ребенок может пойти и в обычный детский сад.

«Действительно, случается, что дети после наших занятий идут в обычные сады и школы, но все зависит от состояния ребенка, — уточняет она. — Так бывает примерно с половиной наших детей. При этом после наших занятий они могут учиться в обычных школах, если учителя готовы к этому, так как это требует дополнительной работы. Но наши специалисты готовы консультировать таких учителей». Также, по ее словам, после занятий в ЦЛП учатся в специализированных коррекционных школах или в небольших ресурсных класса при обычных школах.

Помощь будущим школьникам

«Если мы говорим о подготовке к школе, то здесь мы помогаем детям, у которых проблемы с концентрацией внимания, с усидчивостью, — рассказывает Любовь Рябцева. — Детей нужно целенаправленно обучать, казалось бы, самым простым для нормотипичного ребенка вещам: спокойно сидеть за партой, выполнять задания, слушать педагога, выходить к доске. С нашими детьми это надо много раз проигрывать и репетировать».

К достижению этих целей специалисты центра подходят постепенно. Сначала ребенка можно привести в класс ненадолго, и если сопровождающий ребенка специалист увидит, что он успешно высидел там пять минут, но устал, то этих пяти минут для первого раза достаточно — сопровождающий тихонько выйдет вместе с ребенком из класса, чтобы не мешать остальным. Далее время, проведенное в классе, для этого ребенка будет понемногу увеличиваться, и через какое-то время он сможет провести там уже целый урок и выполнять задания. «Так постепенно фиксируется эта успешность в роли ученика», — объясняет Любовь Рябцева.

Проблемой для ребенка может быть и выход к доске, особенно для тревожных детей — они боятся и стесняются. «Каждый раз мы смотрим по ситуации. У ребенка в классе в начале учебного года всегда есть свой сопровождающий взрослый, который объяснит и прокомментирует, что происходит, обратит внимание на задание, напомнит про структуру урока, также может помочь и с выходом к доске», — рассказывает эксперт.

Сопровождающие взрослые в центре — это не родители, а педагоги и волонтеры, каждый из которых прикреплен к одному ребенку. При этом зачастую с течением времени у многих детей отпадает необходимость в таком плотном индивидуальном сопровождении. Как отмечают педагоги центра, уже через полгода взрослых в детском классе остается примерно половина по сравнению с началом занятий: дети уже понимают, что происходит на уроке, привыкли к его структуре и умеют взаимодействовать с учителем. А тем детям, которым это дается сложнее, взрослые продолжают помогать весь период подготовки к школе.

Любовь Рябцева напоминает, что центр работает не только с дошкольниками. «Мы принимаем детей с любой проблемой и любого возраста, например, подростков, у которых проблемы с адаптацией к школе, — уточняет Любовь Рябцева. — После первичного приема специалисты решат, нужны ли ребенку занятия или же ему достаточно периодических консультаций со специалистом, который будет отслеживать динамику».

Совместные проекты с «Нашим домом»

Центр лечебной педагогики сотрудничает с пятью детскими центрами для детей-сирот, где ведет волонтерскую деятельность, обучает сотрудников, организует медицинские консультации редких специалистов. Воспитанники некоторых центров регулярно приезжают и на занятия в ЦЛП.

Так, с 2018 года ЦЛП работает с Центром содействия семейному воспитанию «Наш дом». «Для наших воспитанников проводят групповые или индивидуальные занятия с наставниками, направленные на формирование у ребят мотивации к общению, освоение различных форм взаимодействия с другими детьми и со взрослыми, — говорит педагог-психолог центра „Наш дом“ Юлия Герасимова. — Занятия помогают решать, как общие задачи социализации и развития эмоционально-волевой сферы детей, так и задачи, непосредственно связанные с особенностями нарушения развития ребенка».

Волонтер Центра лечебной педагогики Арина (имя изменено) уже больше полутора лет каждую субботу посещает совместные мероприятия ЦЛП и центра «Наш дом». Первым ребенком, для которого она стала регулярным сопровождающим взрослым, был Степан (имя изменено).

«Сильно переживала перед своим первым занятием, — рассказывает Арина. — Помню, приехали дети, их отвели в игровую, а нам сказали посмотреть, кого бы мы хотели сопровождать. Тогда я и подошла к Степану. Он сильно переживал и плакал. Сейчас я понимаю, что так он эмоционально среагировал на новую обстановку и людей, которые суетились вокруг, но тогда я порядком испугалась. Думала: вдруг дело во мне и я ему не нравлюсь».

В тот день мальчика сопровождал еще один наставник — Оксана, которая помогала Арине. «Я успевала подсмотреть, как и что можно и нужно делать. А потом началась наша со Степаном дружба — мы встречались в центре каждую субботу. С каждым разом наши встречи были все теплее и теплее, я стала узнавать, что ему нравится, а что нет. Степа вообще очень открытый и общительный мальчик, найти общий язык было несложно», — говорит Арина.

«Степан очень любознательный парень — ему интересно все, что его окружает: люди, вещи, игрушки, природа, — рассказывает она. — Очень любит рассматривать, трогать, кусать и сильно расстраивается, когда ему не дают такой возможности. Особенно ему нравятся звуки, которые можно извлечь, например, из гитары или из машинки, падающей на пол. Когда наш музыкальный педагог Саша приносит на занятия скрипку, он буквально замирает. Еще Степан любит разные ощущения: ему нравятся твердый и холодный снег, тоненькая холодная весенняя веточка или густая колючая еловая лапища. Можно залезть целиком в шариковый бассейн и раскидывать шарики повсюду! В такие моменты он широко улыбается, смеется и всячески показывает, что это все ему нравится».

Встречи Степана с наставником проходят не только в Центре лечебной педагогики. Иногда Арина сама приходит в гости в «Наш дом», и они со Степаном играют и выходят на прогулки.

Как получить поддержку от Центра лечебной педагогики

На первичный прием в центр можно записаться через личный кабинет. Родители могут создать его на сайте центра, в нем же отслеживать состояние заявки. Специалисты центра попросят заполнить анкету, в которой родителям нужно подробно описывать то, что их волнует. Первичный прием, как правило, проводит один специалист (педагог, психолог или дефектолог), который подбирается, опираясь на запрос и предоставленную информацию в анкете. Иногда ему помогает другой специалист, стажер или волонтер.

Первичный прием обычно продолжается 1–1,5 часа. Основная цель первичного приема — помочь семье сориентироваться в том, какая помощь нужна ребенку, дать рекомендации для дальнейших занятий.

Если записаться через личный кабинет не получается, то можно позвонить по телефону +7 (926) 957-58-59 и оставить сообщение на автоответчике. Специалисты центра обязательно перезвонят и помогут записаться. Подробнее о центре можно узнать на сайте проекта Департамента труда и соцзащиты «Социальный навигатор».

Конкурс «Москва — добрый город» Департамент проводит с 2019 года. За это время город поддержал более 270 проектов НКО, направленных на помощь москвичам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: старшему поколению, людям с инвалидностью, многодетным или приемным семьям, бездомным. В этом году общий объем грантовых средств составит 400 млн рублей. Заявки принимаются до 19 октября, победители будут объявлены 30 ноября.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы