Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

«Дерево характера», «Ароматная кухня» и «Арт-ТРИЗ»: чем запомнился первый семейный психологический фестиваль в Москве

5 октября 2021 года

«Дерево характера», «Ароматная кухня» и «Арт-ТРИЗ»: чем запомнился первый семейный психологический фестиваль в Москве

Более 500 гостей посетили первый психологический фестиваль для детей и родителей «Мир шире экранов», который прошел в Москве 2 октября. В программе были развивающие игры, творческие мастер-классы, занятия с песком, арт-терапия, тематические лекции для родителей и другие психологические активности. Что особенно понравилось гостям, читайте в нашем материале.

Гаджеты в сторону

По словам директора Московской службы психологической помощи населению Нины Петроченко, идея проведения такого мероприятия возникла в прошлом году, когда по эпидемиологической причине дети находились на дистанционном обучении и соскучились по живому общению.

«К сожалению, не все ребята умеют занимать себя на свежем воздухе. Мы росли и нам передавались игры, что называется, „по наследству“, от старших детей к более младшим, когда на улице, во дворах детвора играла в резиночку, классики, колечко. Сегодня мир детских игр, по которым скучаем мы, большинству детей незнаком. Для уличных игр на фестиваль были привлечены студенты психологических вузов, а наши специалисты приготовили и провели занятия по новым востребованным темам на тренингах и мастер-классах для взрослых и детей», — отметила она.

В этот день гости мероприятия были полностью погружены в мир активных игр и творчества. «Круто, мне понравилось!» — делится Ваня Кузнецов, 10 лет. Мальчик впервые играл в гигантскую версию «Дженги». На улице дети и родители прыгали в резиночку, играли в городки, скакали в классики и надували мыльные пузыри, лежа на мягких пуфах, а в крытом павильоне рядом можно было пройти песочную терапию. Этот метод способствует развитию эмоций, фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений и связной речи. И пока малыши под присмотром психолога Ирины Дегтеревой строили замки из песка, в основном здании проходили не менее увлекательные мероприятия.

«Яблочки, которые съедаешь и влюбляешься»

Отличная возможность наладить взаимоотношения в семье — это совместное занятие, особенно нетривиальное: например, с использованием макарон, зерен кофе и фантазии. Именно таким стал творческий мастер-класс «Ароматная кухня». «Это яблочки, которые ты съедаешь и влюбляешься, а это вот человек, а дальше солнце. А больше всего мне понравилось делать рисунок», — поделился впечатлениями Слава Кляузов, 8 лет.

Крупы и ароматные специи, применявшиеся для психологической работы, сумели поднять настроение родителям и детям, зарядив их положительной энергией на целый день. «Мы сейчас исследовали с родителями и детьми особенности их поведения и отношение друг к другу. Надеюсь, что после тренинга взрослые смогут лучше понять своих детей и найти с ним общий язык», — рассказала психолог Дарья Круть.

«А знаете ли вы, что такое характер? Давайте каждый из вас назовет по одной положительной и отрицательной черте, которые у вас есть. Как вы думаете, какие из них помогают нам дружить?» — спрашивает детей психолог Ольга Катречко. Затем ребята слушают метафорическую сказку «Деревья характера» и начинают изучать себя, ведь через понимание метафоры, заложенной в сказании, происходит развитие воображения, интуиции и мышления. Потом в ход идут цветные карандаши, фломастеры, ножницы и клей — каждому надо изобразить свое дерево. Вместе со специалистом дети приклеивают на него те черты характера, которые они сами у себя находили: «доброта», «вспыльчивость», «осторожность», «грубость», «аккуратность», «смелость».

Задача психолога — помочь выделить конкретные особенности характера каждого ребенка. «Эта проективная методика показывает специалисту и родителям, как ребенок воспринимает себя, уровень самооценки, когда он может написать о себе только плохо или только хорошо, насколько он способен критически мыслить и оценивать себя. Все это важно для понимания внутреннего мира и лучшей коммуникации с другими людьми», — рассказала специалист.

Мастер-класс Софьи Полежаевой «Автопортрет» позволил ребятам прикоснуться к своему внутреннему миру, лучше узнать о собственных чувствах и научил продуктивному взаимодействию в команде сверстников.

По словам специалиста Татьяны Комиссаровой, дети испытывают некоторые сложности с тем, чтобы описать психологу свои чувства, а в игре они способны «рассказать» о своих мыслях, желаниях, переживаниях и страхах. Например, играя в «ладошки», можно развить компоненты когнитивной сферы ребенка, снизить уровень его тревожности и освободить от эмоционального напряжения.

«Сегодня я была в шатре на диагностике, играла в кинетический песок, создавала дерево характера и рисовала свой автопортрет. Особенно мне понравилось рисовать валиком и красками. Я получила море удовольствия», — говорит Варя Данилова, 12 лет.

Здесь создают фантастические миры

«Однажды темным осенним вечером уставшие родители и дети шли по улице, как вдруг они увидели красивую сверкающую дверцу. Это была волшебная дверца... — начинает занятие «Арт-ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач) Елена Бахурина. Психолог спросила: «Вы приоткрыли эту дверцу — и что увидели за ней?» Каждый участник представил что-то свое. Творческое воплощение увиденного образа из природного материала, пластилина, бумаги и красок используется в психологии для развития творческого мышления и восстановления эмоционального состояния. «Такие занятия улучшают настроение, формируют позитивный настрой и активизируют творческий потенциал», — рассказала Елена Бахурина.

Звуки природы заколдованного леса

Особая атмосфера сенсорной комнаты и аутотренинг в отделе психологической реабилитации поспособствовала эмоциональному расслаблению и внутренней гармонии каждого участника.

«Мне понравилось, я реально расслабился, так что да, от стресса помогает. Бывает напряженно по школе и вообще, а так, даже если просто прослушивать аутотренинг — это эффективно», — поделился впечатлениями Артем Леденев, 15 лет.

Ребята «поднимали небо» руками, слушали звуки «заколдованного леса», заплетали сверкающие косы «сказочному коню». «Двигательные и дыхательные упражнения, которые выполняли участники, сняли у них тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, улучшили психоэмоциональное состояние. Используя прием сказкотерапии, легко включить детей в выполнение основных техник релаксации и саморегуляции», — рассказала специалист Татьяна Матанцева.

«Дом счастливого ребенка»

«Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив. Счастье — это когда рядом мама и папа, у них хорошее настроение, когда есть любимые и интересные игрушки, есть место для всех и для всего». С этих слов началась психологическая лекция для родителей «Дом счастливого ребенка» Екатерины Дищенко.

На занятии рассматривались стили взаимодействия внутри семьи: «авторитарный», «либеральный», «демократический», «попустительский» и др., после чего родители исследовали свои способы взаимоотношений и семейного воспитания, чтобы найти золотую середину. «Такое исследование себя способствует повышению психологической культуры родителей и содействует развитию сотрудничества и понимания между родителями и ребенком», — пояснил специалист.

«Все дети до определенного возраста учатся жизни в основном при помощи подражания. Из окружающей социальной среды они впитывают все, как губка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые умели радоваться жизни и были в целом ею довольны», — говорит психолог Алексей Владимиров. На лекции «Достижение счастья в человеческой жизни» разговор шел о том, что нужно знать о работе психики и как применять эти знания, чтобы чувствовать себя счастливее. На практических упражнениях гости испробовали на себе, как можно привносить эти знания и умения для улучшения своего качества жизни в ежедневные занятия в быту, на работе, в общение с другими людьми.

Причиной многих детских проблем является то, что не все родители умеют правильно взаимодействовать с ребенком. Лекция «Как правильно играть с детьми» была очень полезна родителям, ведь обсуждалось тема, как стать психологом своему ребенку без усилий, через игру. «Игра — ведущая деятельность дошкольника, и через нее возможно практически все, можно наладить отношение с ребенком и помочь ему раскрыться», — подытожила психолог Елена Барышникова.

На лекции «Способы эффективного взаимодействия с детьми» специалиста Екатерины Астаховой родители узнали, как надо разговаривать со своим ребенком, чтобы быть им услышанным. О границах в отношениях, как и зачем они устанавливаются и что делать в конфликтных ситуациях.

«Представьте, что родитель собирает дошкольника на прогулку. Оба одеты, но шнурки у ребенка развязаны. Что должен сделать ответственный родитель, чтобы сформировать у ребенка здоровую самооценку? Нужно ли ему помогать обуваться?» — задает вопрос ведущий Владимир Пащенко на лекции «Психология жертвы». «Если родитель вместо ребенка завязывает ему шнурки, то это не про помощь, а про опеку, которая транслирует ребенку его неспособность к самостоятельным действиям. А если родитель предлагает завязать шнурки вместе? Здесь уже родитель поддерживает и направляет чадо на путь самостоятельности». Психолог рассказал о том, как формируется феномен жертвы, почему человек начинает действовать в ущерб себе и как можно это исправить. На занятии участники смоги примерить на себя роли из теории Стивена Карпмана «Драматический треугольник отношений».

Стресс, уходи!

Эмоциональной сфере человеческой души было посвящено сразу несколько занятий. На лекции Елены Литвиновой родителей познакомили с основами эмоциональной устойчивости и навыкам самообладания в общении с детьми. А на практическом занятии Виталия Смолкова взрослые учились понимать природу своих чувств с помощью арт-диагностического метода «Карты тела»: они различали и определяли в себе разные эмоции. «Используя данную методику, можно исследовать суть своих реакций на стресс, а потом уже с помощью специальных упражнений научиться умению быстро отдыхать и восстанавливать силы», — рассказал специалист.

«В целом, хочу сказать, что такие мероприятия и семинары очень полезны, ведь в Москве такая бурная жизнь, что не всегда хватает ни времени, ни людей, чтобы обсудить какие-то свои текущие эмоции и переживания. Очень хорошо, что здесь есть такое место, где можно найти какой-то путь решения психологических проблем. Ребенок с психологами играет на улице — это замечательно, что он не за компьютером, и он там отрывается, ему нравится», — отметил москвич Эльдар.

Освоить самые простые техники саморегуляции можно было на занятии «Как справиться с раздражением» психолога Елены Морковник, а на лекции «Быстрая помощь при стрессе» специалиста Ларисы Костиковой, помимо дыхательных техник, особое внимание было направлено на внутренний мир, который является самым большим источником энергии. Ведь если человек обогащает себя новыми впечатлениями, приятными встречами, интересной, увлекательной информацией, тем самым он создает внутренний ресурс, позволяющий впоследствии восполнить свои силы и справиться с текущими трудностями.

«Жалко, что не получилось завлечь сюда своего ребенка, он подросток. Сегодня я была на лекциях по саморегуляции эмоций, по психологии жертвы и как справиться с раздражением и стрессом. На каждом занятии было что-то полезное. Я задавала вопросы, мне отвечали. Было много практических элементов, интересно», — поделилась москвичка Оксана Абросева.

Также большой популярностью пользовался семинар Анны Беликовой «Как сохранить здоровье». Специалист рассказала о психосоматических расстройствах, о причинах возникновения таких болезней, о том, где в теле локализуются негативные эмоции и как можно себе помочь.

«Изначально мы планировали провести мероприятие на территории одного из городских парков, но, к сожалению, ситуация с пандемией не позволяет сейчас использовать площадки с очень большой проходимостью. Тем не менее мы реализовали все возможности, которые у нас есть, для того чтобы обеспечить безопасное, но крайне насыщенное и полезное для всех мероприятие. Фестиваль вызвал большой интерес, и было любопытно наблюдать не только за детьми, но и за взрослыми, которые сами хотели участвовать, подключались к играм и радовались вместе со своими детьми», — сказала Нина Петроченко.

Здесь помогут:

Бесплатную помощь психолога можно получить в Московской службе психологической помощи. Консультации у специалиста могут быть как разовыми, так и многократными. В течение календарного года клиентам предоставляются 5 психологических консультаций, 2 сеанса психологической диагностики, 3 тренинга и 8 сеансов психологической реабилитации. Единый справочный номер Московской службы психологической помощи: +7 (499) 173-09-09. Круглосуточный телефон неотложной психологической помощи в Москве 051 с городского телефона, +7 (495) 051 с мобильного. Также в столице работает психологический чат и форум. Для москвичей регулярно проходят бесплатные тематические вебинары.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме