30 июля 2021 года
В столичном Центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Дом Детей» воспитанникам рассказывают сенсорные сказки. Как работает этот метод в детской реабилитации, рассказывает педагог-психолог «Дома Детей» Марина Мандур.
Сказка лечит
В центре работает сенсорная комната. В ней есть различные стимуляторы, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, на вестибулярный аппарат. Для каждого оборудования подбирают соответствующие сенсорные сказки.
«Как-то само собой получилось во время занятий в сенсорной комнате придумывать детям особые сказки, — рассказывает Марина Мандур. — Созерцание различных эффектов и слушание сказки вызывает у детей эмоциональные реакции, обогащает их эмоционально-чувственный опыт. Я сочиняю сказки с коротким сюжетом, обращаясь ко всем органам чувств ребенка. Например: «Жила-была на небе одна звездочка, звали ее Ориона. Увидела однажды Ориона, что мальчик Ваня грустит. Сделалась она маленькой белой звездочкой. Прилетела и села на ладошку к мальчику Ване. Подарила ему улыбку, от которой ему стало радостно и спокойно».
Даже те дети, которые не могут сразу вникнуть в содержание сказки, готовы слушать ее много раз и радоваться сочетанию звуков и слов. Если ребенок может сам развивать сюжет, надо рассказывать сказку по его сценарию, немного направляя и подсказывая, — объясняет Марина Мандур.
Трогательная сказка
На занятиях в сенсорной комнате применяются различные источники света и звука. Здесь есть возможность передать солнечный свет, шум леса и ветра, пение птиц, блеск молний и многие другие явления окружающего мира. А бывают сказки тактильные («трогательные»), в которых у ребенка есть возможность потрогать персонажей, вступить с ними в активное взаимодействие. Так дети учатся ощущать этот мир наиболее полно.
Сегодня метафорические ресурсы сказок изучены многими психологами и используются в терапии. Если правильно подобрать сказки в соответствии с особенностями ребенка, можно положительно влиять на его эмоциональное состояние. Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Она помогает понять окружающую действительность, говорит с ребенком на близком ему языке.
«Детям с особенностями развития просто необходимо слушать сказку в живом исполнении. Лучше, когда взрослый не читает, а рассказывает. Придуманные для конкретного ребенка сказки созвучны его внутренним ожиданиям, они доставляют удовольствие, дают ощущение успеха. А это очень важно для всех детей», — заключает Марина Мандур.
Помощь рядом
Если вам необходима помощь, вы всегда можете обратиться к специалистам столичных семейных центров. В целях снижения риска распространения коронавирусной инфекции рекомендуем воспользоваться онлайн-консультацией. Оставьте обращение на портале «Мой семейный центр», и наш сотрудник свяжется с вами в течение одного рабочего дня.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы