6 июля 2021 года
Специалист по медиации АНО «Центр программ профилактики и социальной реабилитации» (победитель гранта «Москва — Добрый город» от столичного Департамента труда и соцзащиты) Наталья Путинцева отмечает, что не всегда у членов семьи развиты коммуникативные навыки, способность договариваться друг с другом. И зачастую семейный вечер заканчивается обидами, конфликтами. Хуже всего, когда конфликт приобретает затяжной характер между родителями и подростком. А если родители находятся в разводе и один из бывших супругов не готов договариваться о дальнейшем воспитании и образовании ребенка — как быть в таких ситуациях? Сейчас все занятия проходят в онлайн-формате.
Служба медиации направлена на развитие у членов семьи социальных, коммуникативных навыков, способности слышать друг друга и договариваться. В центре проводится медиация между родителем и его ребенком подросткового возраста; между бывшими супругами по вопросам воспитания и образования совместных детей; между родителями и старшим поколением, которые влияют на детей.
«Наконец-то мы поговорили!»
В центр обратилась мама с просьбой провести встречу между ней и ее приемной 13-летней дочерью Оксаной. Женщина взяла девочку из дома малютки, когда Оксане было полтора года. На индивидуальной встрече мама говорила о том, что дочь стала агрессивной, набрасывается и словесно, и физически на нее и родственников, с которыми они вместе проживают. Мать хотела понять, в чем причина такого поведения, и готова услышать свою дочь. На совместную встречу мама сформулировала 4 пункта, которые хотела бы обсудить с Оксаной. Также мама предупредила, что дочь очень закрытая и разговорить ее будет сложно.
На индивидуальной встрече с Оксаной медиатору не пришлось прилагать усилия, чтобы разговорить девочку. Было ощущение, что Оксана только и ждала, кто ее уважительно выслушает, не будет обесценивать ее мнение и высказывания. Оксана сформулировала 19 пунктов, которые она хотела бы обсудить на совместной встрече.
«На встрече маме и дочери удалось проговорить свои прошлые обиды, поделиться своими чувствами, получить ответы на волнующие их вопросы и выйти на определенные договоренности по поводу будущих взаимоотношений. В письменном соглашении было зафиксированы пункты, важные для обеих сторон. В конце встречи было видно, как мать и дочь «выдохнули», поблагодарили медиатора за предоставленную возможность услышать друг друга, и Оксана сказала: «Наконец-то мы поговорили так, как никогда не разговаривали!», — рассказала Наталья Путинцева.
Медиация — процесс, в котором медиатор (посредник) создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, при необходимости — о заглаживании причиненного вреда, возникших в результате конфликтных ситуаций.
Принципы медиации: нейтральность медиатора; добровольность участия сторон в медиации; конфиденциальность; ответственность сторон за выработку решения и его выполнение.
Медиация состоит из трех этапов:
Подготовительный этап. Поступление запроса в центр на проведение медиации. Далее медиатор связывается с участниками конфликтной ситуации по отдельности, договаривается о дате и времени индивидуальной встречи, проясняет ожидания участников.
Индивидуальная встреча с каждой стороной, на которой медиатор готовит участника к совместной встрече. Итогом встречи являются сформулированные участником пункты, вопросы, предложения, которые он хотел бы обсудить на совместной встрече.
Совместная встреча сторон. Итог встречи — выход сторон на соглашение / примирительный договор, как устный, так и письменный. Встреча проходит по определенным правилам: говорить и слушать с уважением, сохранять конфиденциальность. Задача медиатора — создать безопасное пространство для конструктивного диалога сторон и зафиксировать договоренности участников встречи.
Клуб для родителей «Счастливы вместе!»
С декабря 2020 года в Центре работает клуб для родителей «Счастливы вместе!». На еженедельных встречах родители обсуждают с психологом проблемы и вопросы, связанные с воспитанием детей. Например, как достучаться до ребенка? Как конструктивно вести диалог? Как научиться договариваться с подростком? Как конструктивно разрешать конфликты?
Важной темой является обсуждение особенностей подросткового возраста. Это сложный период в жизни детей и их родителей. Ребята проходят период взросления, становятся закрытыми и отстраненными. Ведущий клуба — психолог рассказывает участникам, как лучше всего поддерживать и выстраивать мотивацию подростков к учебе.
«В апреле-мае 2021 года родители осваивали позицию посредника при урегулировании конфликтов между детьми. Во время занятия участники рассматривали, что чувствуют дети и родители в конфликтной ситуации и к каким последствиям приводят неразрешенные ссоры. Еще обсудили, как удерживать нейтральную позицию и задавать открытые, уточняющие вопросы», — поделилась Наталья Путинцева.
Проект реализуется в АНО «Центр программ профилактики и социальной реабилитации» при помощи гранта для социально ориентированных НКО «Москва — добрый город» от столичного Департамента труда и соцзащиты.
На заметку
Из-за пандемии сейчас все активности проходят в онлайн-режиме, записаться на занятия родители могут по адресу электронной почты IrinaK-2004@yandex.ru или по телефону 8 (929) 543-14-24.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы