Скоро экзамены, пора волнений и тревог. Быстро и без лишних нервов усвоить материал помогут знания некоторых законов психологии. Подробнее об этом рассказала специалист Московской службы психологической помощи Наталья Гладышева.

«В утренние часы наш организм вырабатывает больше гормонов работоспособности, поэтому это время наилучшим образом подходит для подготовки к экзаменам, да и для освоения любого материала в целом. Особенно важно соблюдать гигиену умственной деятельности. Мозгу требуется качественный сон, кислород и питание!», — советует Наталья.

При выполнении устных заданий на запоминание учитываем следующие законы памяти:

  • Закон интереса. Чем интереснее материал, тем легче он запоминается. Представьте, что вам какая-то тема не очень интересна. Запомнится ли она? Наверное, нет. Поэтому надо попытаться в рассказе о неинтересном предмете найти что-то необычное — какой-то поворот, факт, деталь, связь с собственными проблемами. Если вам удастся пробудить свой интерес, можно быть уверенным, что изучаемое запомнится значительно лучше.
  • Закон количества материала. Чем больший объем уже запомнен в прошлом, тем легче запоминается новый материал. Не нужно бояться «лишних» знаний. Если при изучении какой-либо темы можно школьный материал дополнить своим рассказом, походом в музей или на прогулку в лес, то знания лишь лучше закрепятся.
  • Закон установки на запоминание. Качество запоминания зависит от того, с какой целью и на какое время что-либо запоминается. Особенно ярко этот закон проявляется при подготовке к экзаменам, когда приходится заучивать сразу большое количество материала, а после экзамена, как правило, значительная часть его забывается. А сколько стихотворений из выученных школьником за весь период его обучения, надолго остаются у него в памяти? Можно с уверенностью сказать, что очень немного. Ведь стихотворение выучивается к конкретному уроку, на котором его могут спросить. Прошел урок — и все уже забыто. Поэтому очень важно препятствовать установке на кратковременное запоминание, создавая мотивировку более длительного использования той или иной информации (например, необходимо запомнить в связи с изучением других тем или предметов).
  • Закон торможения (или забывания). Запоминание в один прием нового материала препятствует закреплению старого, с чего оно было начато. Чтобы не происходило подобного торможения, необходимы регулярные кратковременные перерывы в 10–15 минут через каждые 45 минут занятий. Дома важно соблюдать такой же режим, делая кратковременные перерывы через полчаса. Однако их не рекомендуется занимать какой-то другой умственной работой либо просмотром телевизионных передач.
  • Закон сверхзаучивания. Если материал уж достаточно хорошо запомнился, его через какое-то время все же полезно еще раз повторить. Например, вернуться к выученному по пути в школу или на следующий день, перед подготовкой очередных заданий.
  • Необходимо структурировать материал при помощи выделения плана текста, составления схем. Написать качественно структурированную шпаргалку и не взять ее с собой на экзамен — хорошая тренировка аналитического мышления.
  • Замечайте и используйте индивидуальные особенности своей памяти. У некоторых лучше развита зрительная память, у других — слуховая или, например, моторная. Тогда для лучшего усвоения материала нужно видеть текст или иллюстрации, проговаривать вслух или про себя или записывать конспекты.

И еще несколько советов о том, как лучше и быстрее выучить стихотворение. Вначале его необходимо прочитать вслух, выделив при этом число смысловых фрагментов, попытаться понять структуру текста, затем важно представить, о чем идет речь в стихотворении. Не должно быть непонятных слов. Небольшие стихотворения (2–3 строфы) лучше заучивать целиком, а не по частям. При заучивании по частям замыкаются горизонтальные связи стихотворения (последнее слово второй строчки + первое слово первой строчки, а нужно: + первое слово третьей строчки). Большие стихотворения, наоборот, лучше учить по частям, т. к. начало и конец какого-либо текста запоминаются легче, чем его середина. Такие стихотворения заучиваются по строфам, чуть больше внимания при этом уделяется структуре стихотворения.

При повторении рекомендуется закрыть книгу и представить его конструкцию, а затем воспроизвести само стихотворение. Причем нельзя сразу же открывать книгу и подглядывать. 1–3 минуты необходимы для того, чтобы попытаться вспомнить. Такое напряжение обязательно для развития памяти. В эти минуты можно мысленно обратиться к названию, логике текста, как бы встать на позицию автора, зрительно восстановить процедуру чтения — вспомнить, на какой странице расположено стихотворение, справа или слева. Только если текст все же не вспоминается, можно открыть книгу и прочитать еще раз.

Если вдруг у школьника возникнут сложные эмоциональные переживания, с которыми ему будет трудно справляться самостоятельно, он в круглосуточном режиме может обратиться за бесплатной поддержкой к психологу. Круглосуточный телефон неотложной психологической помощи в Москве — 051 с городского телефона, +7 (495) 051 с мобильного. Также в круглосуточном режиме можно написать в психологический чат на сайте: www.msph.ru или прийти на очную консультацию к специалисту.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы