Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Психологическая помощь в терапевтической группе: история вопроса

8 апреля 2021 года

Психологическая помощь в терапевтической группе: история вопроса

В Московской службе психологической помощи проводятся различные групповые занятия. Они сочетают в себе элементы теории и практики. Тренинги посвящены развитию личностных качеств, навыков общения с окружающими, разбору волнующих вопросов и проблем. Специалисты рекомендуют их тем, кто уже прошел реабилитацию, справился со своими травмами и готов двигаться дальше. Как зародилась такая форма помощи, чем полезны занятия в группах, рассказывает психолог Московской службы психологической помощи Елена Графская.

Первым эффект от групповой терапии заметил бостонский врач, хирург-пульмонолог Джозеф Херши Пратт. В начале ХХ века Пратт занимался лечением пациентов с тяжелыми формами туберкулеза. Он собирал группы пациентов, которые не могли себе позволить дорогостоящее лечение, и беседовал с ними о необходимых гигиенических процедурах при туберкулезе, режиме отдыха, правильном питании, пользе свежего воздуха. Он обратил внимание на то, что психологическое и физическое состояние пациентов взаимосвязаны: больные много общались, интересовались друг другом, эмоционально поддерживали и заботились друг о друге.

Возникающие в группе процессы взаимопонимания, симпатии и солидарности ключевым образом влияли на психоэмоциональное состояние участников и качество их жизни в ходе лечения, способствуя преодолению у них страха, пессимизма, подавленности, чувства одиночества и ощущения изоляции. В дневниках, которые вели пациенты, появлялись записи об улучшениях их физического и морального состояния в ходе лечения. Общение и сокращение психологической дистанции между участниками группы и возрастающая сплоченность заметно влияли на прогресс выздоровления. По наблюдениям врача, улучшения наступали быстрее, чем у пациентов, получавших классическое лечение в дорогих стационарах и санаториях.

Пратт убедился, что групповое взаимодействие, общение участников внутри группы имеет выраженный эффект и положительно влияет на терапию основного заболевания. Исследователь продолжил свои наблюдения и в дальнейшем применял групповую психотерапию в работе с физически здоровыми людьми.

В 1925 г. появился термин «групповая психотерапия», которую использовал Якоб Морено, считающийся основоположником психодрамы. Однако по-настоящему групповая психотерапия развернулась во время Второй мировой войны, когда необходимая индивидуальная работа с пациентами часто была невозможна. В этих условиях новый метод оказался как нельзя кстати.

Крупной вехой в развитии групповой терапии стали идеи и практика групповой работы Курта Левина. В 1939 г. Левин опубликовал статью, в которой впервые ввел термин «групповая динамика» и раскрыл его содержание: групповая динамика — это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе. Положительные силы способствуют тому, что группа сохраняется как живое и сложное социально-психологическое целое, а отрицательные влияют в направлении распада этого целого. К. Левину принадлежат важнейшие практические исследования групповой динамики, им выдвинуты такие основополагающие понятия, описывающие жизнь группы, как лидерство, сплоченность, обратная связь, структура группы, групповые роли и т. п. Левин и его соратники показали, что человек испытывает давление группы и его установки и взгляды более поддаются изменению, чем за ее пределами (явление конформизма / нонконформизма).

В 60-х годах прошлого века начался настоящий расцвет групповой психотерапии. Карл Роджерс, выдающийся представитель гуманистического подхода в психологии, считал, что работа терапевта в группе должна способствовать снижению тревоги у участников и помогать их внутреннему раскрытию. Взаимодействие между участниками группы создает оптимальные условия для терапевтических изменений личности. Роджерс проводил и описывал «группы встреч», чем заложил основы клиент-центрированной психотерапии. По мысли Роджерса, ход терапевтической работы в группе и ее содержание определяются участниками. Своей основной задачей в качестве терапевта группы он считал поддержание в группе атмосферы доверия и безопасности. Роджерс не указывал направление движения, не задавал правил работы, а лишь «рыхлил и поливал почву» группового взаимодействия, из которой спонтанно рождались феномены переживания чувств, взаимопонимания, поддержки, конфронтации, симпатии и самораскрытия участников.

Сегодня в мире существует огромное количество терапевтических групп разного рода, собирающихся для помощи и поддержки их участников. Такие занятия направлены на то, чтобы заинтересованные и мотивированные люди, находясь вместе определенное время, при участии или без участия (различные группы самопомощи, например) специально подготовленных терапевтов-ведущих могли исследовать свои способы понимания и взаимодействия друг с другом, отношение к себе и другим участникам. Используя в психологии и психотерапии методы групповой терапии, легче находить и пробовать различные способы общения, где участники испытывают новые эмоции, осознают собственные границы (и ограничения) и границы других людей. Чувствуя свою сопричастность, опираясь на себя, сами клиенты дают опору другим участникам группы, для чего необходимо включенность, сочувствие и солидарность.

Учитывая эффективность групповых форм взаимодействия с клиентами, в Московской службе психологической помощи проводится очень много таких программ, подавляющее большинство из которых бесплатные: городская школа психологических знаний, которая представлена циклом различных лекций, семинаров и тренингов, психологические киноклубы, школы подготовки к материнству, школы приемных родителей.

В ситуации пандемии были внедрены дистанционные групповые формы работы — психологические вебинары. Темы вебинаров были разработаны таким образом, чтобы отвечать практически на любой жизненный запрос клиента, начиная от воспитания детей до самосовершенствования. Чтобы стать участником встречи, нужно просто выбрать интересующее занятие на сайте www.msph.ru, зарегистрироваться на него и быть в назначенное время онлайн.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Социальная поддержка

Новости по теме