2 февраля 2021 года
Анастасия Днепровская — тифлопедагог, председатель Совета родителей в Школе-интернате № 1 для обучения и реабилитации слепых. В интервью Анастасия рассказала, как проходит подготовка незрячих детей к школе, какие навыки необходимы родителям, и как помочь ребенку социализироваться в обществе.
− Анастасия, как давно вы работаете в Школе-интернате № 1?
− С 1 сентября 2014 года, сначала − учителем-дефектологом со школьниками и дошколятами и учителем по пространственной ориентировке, потом сосредоточилась на работе учителем-дефектологом с маленькими детьми от 3 до 7 лет. К моменту начала работы в ШОР № 1 мой сын учился в школе уже 5 лет, а с января 2014 года я стала еще и председателем Совета родителей.
− Как проходит подготовка незрячих детей к учебному процессу? Чем занимаются ребята в дошкольном отделении?
− В дошкольное отделение дети приходят с трех лет. Если ребенок младше, а у родителей возникают вопросы или им нужен совет, они могут обратиться в нашу школу. Для таких семей мы проводим очные и дистанционные консультации, иногда выезжаем на дом, регулярно организуем встречи для родителей и всех, кого интересует жизнь незрячих людей. Для этого мы создали школьный детско-родительский клуб «Мир открытий и взаимодействия». Все консультации, выезды и встречи бесплатны.
В нашем детском саду каждый день у ребят расписан: есть время и на игры, и на занятия с воспитателем в группе по всем образовательным областям, и на индивидуальные и групповые занятия с дефектологами (логопедом, тифлопедагогом), и на занятия музыкой, ритмикой, физкультурой. Инфраструктура детского сада учитывает все особенности незрячих детей: от покраски стен и направляющих (специальные выступы вдоль стен «дорожка для рук», на которые ребята ориентируются при передвижении) до уникальной адаптированной игровой площадки на улице.
В течении года с каждым ребенком занимаются учителя-дефектологи — тифлопедагог и логопед, педагог-психолог. Это и индивидуальные, и групповые занятия, иногда с необычными названиями, например, «тифлографика» или «пространственная ориентировка». Такие предметы не встретишь в обычном детском саду, но они необходимы незрячим детям, чтобы научиться понимать окружающий мир и подготовиться к школе, к обучению на основе шрифта Брайля.
Обязательно дети гуляют, между занятиями завтракают, обедают и ужинают. Если для зрячих детей эти действия — часть дневного режима, то для незрячих детей это постоянное, незаметное развитие и обучение. Как научиться держать ложку, зачерпывать кашу, как узнать с помощью носика (обоняния), что сегодня будет на обед, как выразить свои чувства, как безопасно спуститься по лестнице или дойти до спальни, как раздеться перед дневным сном и разложить свои вещи, как узнать в раздевалке свой шкафчик, как всем вместе выйти на улицу... Все это и многое другое ребенок учится делать без зрения, и, поверьте, это совсем нелегко без помощи и поддержки воспитателей и педагогов.
− Большинство педагогов и воспитателей в школе — зрячие люди. Какими компетенциями, на ваш взгляд, необходимо обладать, чтобы помогать, учить и поддерживать незрячих детей?
− Мне ближе слово «качество». Незрячие дети — это, прежде всего, дети. Поэтому любой человек, который идет работать в детский коллектив, должен, во-первых, любить детей. Каждый ребенок — уникальная личность. Поэтому, второе качество − умение видеть личность ребенка и уважать ее. Личность — это, по сути, совокупность особенностей и проявления характера, поэтому и отсутствие зрения стоит воспринимать как одну из особенностей. Ее необходимо понять: отбросить все стереотипы, связанные с понятием «слепота», перестать смотреть на незрячего человека с жалостью и сочувствием, а постараться понять, как «видит» − воспринимает — мир человек без зрения. Поверьте, это будет не темнота, так как незрячие люди не видят ни темноту, ни какие-либо другие оттенки, а совсем другой мир со своими правилами и закономерностями, которые педагог должен понимать. Так что следующее качество − это умение и желание понять незрячего ребенка и его восприятие мира.
И последнее качество − это профессионализм и стремление к постоянному самообразованию в вопросах воспитания, обучения, развития незрячих детей. Под профессионализмом я имею в виду основательное образование в области тифлопедагогики и обучения слепых детей, а также опыт работы.
− А какими знаниями или навыками должны обладать родители, чтобы подготовить незрячего ребенка к школе?
− Родителям нужно просто полюбить своего ребенка таким, какой он есть. То есть каждый родитель, безусловно, любит своего ребенка, но в этом случае важно принять своего ребенка и главной его особенности. Важно научиться любить и с осознанием того, что слепота не делает их ребенка менее значимым или любимым. Незрячий ребенок − это просто ребенок. Его особенность надо принять, понять и помочь ему реализоваться и жить в нашем мире.
Особой подготовки к школе мы от родителей не ждем: не говорим, что ребенок должен уметь читать, писать, решать примеры. Чтобы «подготовить» ребенка к школе, надо просто развивать его навыки самообслуживания: чтобы к школе ребенок мог самостоятельно сходить в туалет, одеться и раздеться, поесть, выражать свои эмоции, рассказывать о себе, о явлениях окружающего мира — все то, что знает и умеет его сверстник.
Для этого родителям надо просто уделять своему ребенку достаточно времени, предоставлять ему возможность пробовать свои силы, узнавать новое, не ограничивать и чрезмерно не опекать. Конечно, часто родителям бывает сложно, ведь рождение незрячего малыша — это большой стресс. Поэтому так важно найти грамотных и опытных педагогов, следовать их советам. Специализированный детский сад, в котором созданы все условия для гармоничного развития ребенка и раскрытия его возможностей, очень поможет в такой ситуации и родителям, и малышу.
Часто родителей пугает слово «специализированное» учреждение. Но давайте представим, что у нас растет обычный ребенок, и мы видим у него склонности, например, к спорту, творчеству или языкам. Мы ведь постараемся устроить его тоже в спортивную, художественную школу, суворовское, балетное училище, и мы будем стремиться туда попасть, так как там работают профессионалы своего дела, и созданы все условия. Также наша Школа-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых.
− Что нужно и не нужно делать, чтобы помочь незрячему ребенку социализироваться и подготовить его ко «взрослой» жизни?
− Нужно учить ребенка понимать свои особенности, видеть сильные стороны, реально оценивать возможности, решать трудности повседневной жизни, адаптировать и приспосабливать окружающую действительность.
Важно проводить с ребенком как можно больше времени в естественных для всех условиях: ездить на общественном транспорте, брать в магазины, банки, общественные места. Нужно рассказывать и показывать, как живут взрослые, как устроено общество и отношения людей в социуме. Необходимо жить в настоящих условиях.
Например, если в 14 лет детей отправляют в лагерь отдыха, то можно отправить своего незрячего ребенка. Не стоит бояться встречи со зрячими детьми или отсутствия адаптации — пребывая в обычной среде, преодолевая трудности, незрячий ребенок может научиться быстрее, чем под руководством родителей. Он оценит свои возможности, научится полагаться на себя, просить поддержки у окружающих.
Кроме того, чем больше незрячих людей встречает обычный горожанин каждый день в разных сферах, тем больше он привыкает к мысли, что незрячие люди многое могут и умеют, что их жизнь не обязательно трагична и уныла, и это меняет и ломает стереотипы, что очень важно.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы