Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

«Мы рядом» — как городские дома-интернаты поддерживают своих подопечных

26 января 2021 года

«Мы рядом» — как городские дома-интернаты поддерживают своих подопечных

Во время весенней самоизоляции самым сложным испытанием для горожан стала разлука с родными и друзьями. Жители домов-интернатов не исключение. Учреждения временно ограничили посещения и усилили меры безопасности. Все принятые меры помогают сберечь здоровье 16 тысячам жителей городских домов-интернатов. Однако вопрос психологического комфорта и жителей, и сотрудников на вахте не менее важен, чем сохранение здоровья. Поэтому в октябре Департамент труда и соцзащиты открыл отдельную телефонную линию психологической поддержки «Мы рядом» для жителей и сотрудников городских домов-интернатов.

Операторами горячей линии стали профессиональные психологи пансионатов для ветеранов труда и психоневрологических интернатов. За четыре месяца работы линии психологи провели 656 бесед. Ежедневно консультации проводят 3-4 специалиста.

«Удивительно, но все больше убеждаюсь, что хорошие идеи витают в воздухе. Сейчас кажется очевидным, что такой формат поддержки жителей домов-интернатов, востребован вне зависимости от эпидемической ситуации. Благодарю дружественные нам некоммерческие организации, которые заострили наше внимание на этой идее, а мы подхватили ее и смогли реализовать», — подчеркнул руководитель Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Евгений Стружак.

Клинический психолог Психоневрологического интерната № 25 Ирина Сухарева работает в социальной сфере 12 лет. Во время весенней волны заступила на вахту, а осенью работала как оператор горячей линии.

«Моя весенняя вахта проходила в отделении милосердия. В других отделениях я работать не могла, ради инфекционной безопасности. Поэтому кроме основной работы помогала медицинским сестрам и специалистам по уходу. Больше всего проживающих беспокоило, когда закончится самоизоляция. Ответа на этот вопрос не знал никто. Основным инструментом работы была терапевтическая беседа. Само проговаривание волнующей темы имеет позитивный эффект. Когда же к проблеме человека проявляют участие, поддерживают его, вынужденная ситуация переносится легче», — отмечает Ирина.

По мнению Ирины, погружение в работу горячей линии стало перезагрузкой, полезной переменой. Кураторы горячей линии сумели создать комфортную рабочую среду: до мелочей продумали рабочий процесс, проработали скрипты ответов. Поэтому ничего не отвлекало от консультации и доверительного разговора с человеком на другом конце провода.

Сухарева Ирина

Клинический психолог Геронтопсихиатрического центра милосердия Ольга Булавинцева тоже работает с физически ослабленными людьми, проживающими в отделении милосердия. Основная задача Ольги — адаптировать людей к новым условиям проживания. А после — поддерживать на должном уровне имеющиеся навыки речи, внимания, памяти. Любимый метод работы Ольги — терапевтическая беседа:

«Я должна поддерживать эмоциональный фон наших жителей на стабильном уровне. Однажды я помогала женщине, которая поступила к нам после ампутации ноги. Меня удивляли ее странные реакции — радость и веселье. После естественно наступил резкий упадок, отказ от общения.

Булавинцева Ольга

Курс на принятие женщиной своего состояния занял у Ольги примерно полгода. В результате женщина нашла себе занятия по душе, увлеклась лепкой, рисованием и даже стала выступать на концертах.

В условиях ограничений многие проживающие испытывают тревогу перед мало изученным вирусом. Отовсюду звучат противоречивые мнения о мерах профилактики и лечения. По-прежнему нет ответа на главный вопрос, когда снимут все ограничения и жизнь вернётся в прежнее русло. Однако и в обычное время людям, проживающим в социальных учреждениях, нужна психологическая поддержка.

Владимир Давыдов больше 10 лет ведет практику в Пансионате для ветеранов труда № 1. По его мнению, важно заботиться о психологическом комфорте человека, живущего в подобном учреждении.

«Физическому состоянию проживающих придается архиважное значение. Персонал трепетно относится к гигиене, уходу, сервису и обустройству помещений. Однако очевидно, что учреждение никогда не заменит семью и дом. Наши подопечные оторваны от близких или вовсе их не имеют, и чувствуют себя одиноко. Поэтому психологи в штате необходимы, а создание нашей внутренней горячей линии — очень хорошая идея» — отмечает психолог.

Несмотря на работу вне пансионата, Владимир не теряет связи со своими «подопечными». Они продолжают терапию по телефону, при этом не чувствуя недостатка общения. В некоторых случаях визуальный контакт не позволяет расслабиться и настроить разговор на нужный лад. По мнению специалиста, психотерапия по телефону довольно эффективна, такой способ общения не вызовет сложностей у профессионала.

За время работы горячей линии у сотрудников службы появились постоянные «клиенты». Жительница одного из городских психоневрологических интернатов, Татьяна звонит на горячую линию трижды в день только во время дежурства Владимира. В прошлом женщина закончила физтех, а после замужества с отличием отучилась на богослова в католическом университете. Развал 1990-х, а после и семейная трагедия не прошли для Татьяны бесследно. Жизненные невзгоды надломили женщину, и она оказалась в психоневрологическом интернате. Владимир с воодушевлением рассказывает о своей новой пациентке:

«Мы успешно миновали кризисную ситуацию, которая и послужила толчком к ее звонку на горячую линию. Татьяна очень тосковала по ушедшему из жизни много лет назад супругу и никак не могла справиться с негативными эмоциями. В ходе беседы женщина то и дело ссылалась на пробелы в памяти. В конце первой консультации я поставил задачу на тренировку памяти — к следующему звонку Татьяна должна была вспомнить самые счастливые моменты, которые она пережила в замужестве. Моя пациентка оказалась очень ответственной и успешно выполнила задание. Так постепенно мы отвлекли ее от причиняющей страдания тоски, а после переключились на другой метод.

В целом сеансы повысили умственную активность женщины. По ее словам, последние 10 лет ей вовсе не хотелось ни с кем общаться. Теперь Татьяна читает своему психологу лекции. По словам Владимира, она блестяще рассказывает о католических богословах и философах, а на профессиональном языке повышает свою значимость по специальной методике, когда пациент начинает обучать психолога.

За советом к психологам обращаются и сотрудники домов-интернатов. Работа 14-дневными сменами на протяжении 9 месяцев, с постоянным использованием средств индивидуальной защиты, строгий эпидемический контроль требуют от сотрудников много сил и большого мужества:

«Одна сотрудница не могла принять решение заступать на вахту или нет. Ей не хотелось оказаться без личного пространства, как дома. С другой стороны, женщину мучало чувство невыполненного долга. Вместе мы проработали все плюсы и минусы выхода на вахту. В конце беседы она поблагодарила за помощь и уверенно сказала, что приняла нужное решение», — вспоминает Ольга Булавинцева.

Вера Скляднева

По мнению клинического психолога ГБУ «ГЦМ» Веры Склядневой, первые дни на горячей линии выдались волнительными. Надо было переключиться на новый вид деятельности, влиться в незнакомый коллектив, вооружиться наушником микрофоном, фиксировать звонки. Однако все сумели быстро адаптироваться и сегодня дружно отмечают бесценный опыт и коллектив, который смогли создать вместе.

К организации горячей линии были привлечены специалисты Центра компетенций НМГЦ «Переделкино» с опытом работы по организации call-центров городского масштаба. Перед открытием психологи, которые планировали работать на горячей линии, прошли инструктаж, базовые принципы культуры телефонного общения. В эпоху «дистанционной эры» такие навыки пригодятся каждому работнику и в будущем.

Справка:

В городских психоневрологических интернатах и пансионатах для ветеранов труда постоянно проживает около 16 тысяч москвичей. В период распространения и высокого риска заражения новой коронавирусной инфекцией интернаты и пансионаты временно ограничили посещения, сотрудники перешли на непрерывный метод работы. Графики работы и временные правила посещений опубликованы на сайтах учреждений. Департамент труда и социальной защиты населения постоянно внедряет новые способы поддержки жителей городских учреждений соцзащиты во время сложной эпидемической ситуации.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Социальная поддержка

Категория граждан:Инвалиды, Пенсионеры

Новости по теме