Как совместные проекты Центров социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов и НКО развивают самостоятельность особых выпускников.

Как считать деньги? Как пользоваться гаджетом? Как построить маршрут до нужной точки? Эти, на первый взгляд, обычные для нас вопросы могут вызвать сложности у молодых людей, имеющих особые потребности. Отсутствие социальных и технических навыков существенно снижает самостоятельность человека, без них практически невозможно получить профессию, которая во многом определяет нашу жизнь. А когда речь идет об особенных детях, лишившихся родителей, получение профессиональной компетенции актуально вдвойне. Это не только реализация права на труд, но и мощный стимул социализации, личностного роста и развития. В столице вопросами профориентации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются и городские социальные службы, и благотворительные организации. Существует несколько проектов, один из которых — «Доброколледж», недавно открытый АНО «Вера. Надежда. Любовь».

Доброколледж

«Доброколледж» — площадка, где юноши и девушки с особыми потребностями могут получить навыки, необходимые для максимальной самостоятельности. Свое развитие колледж получил благодаря грантовой поддержке проекта «Москва — добрый город», а его первыми студентами стали молодые люди из Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Семь-Я».

«Для реализации проекта мы получили пространство общей площадью более 250 квадратных метров, разделенное на несколько комнат, в каждой из которых будут проходить уроки, — рассказывает директор АНО „Вера. Надежда. Любовь“ Елизавета Романова. — „Доброколледж“ — лишь одно из направлений, которое мы реализуем в этом пространстве. Здесь также есть типография, где уже стажируются и работают воспитанники Центра „Семь-Я“, открыта столярная мастерская, в скором времени откроется фотостудия».

Сейчас в «Доброколледже» под руководством восьми волонтеров учится 25 студентов. Занятия проходят ежедневно в первой половине дня. Программа обучения рассчитана на год, после ее завершения молодые люди могут получить работу в мастерских, открытых АНО.

Вперед, к знаниям

«У нас уже работает три воспитанника Центра „Семь-Я“, под контролем которых еще несколько ребят проходит стажировку, — рассказывает волонтер Евгений Иванов. — Сегодня, например, у нас аншлаг: пришли новые студенты, которые с большим интересом погружаются в тему печатной подготовки, дизайна и верстки, для них это новый, еще неизведанный мир разных машин и технологий».

На первых занятиях новичков знакомили с типографским делом и деревообработкой. Уроки, как правило, начинаются с инструкции по технике безопасности.

«Это не просто кружок или урок труда. Каждый студент должен знать об ответственности и безопасности, ведь именно с этого начинается любое производство», — говорит волонтер Сергей Кузьмин. Под его руководством на ознакомительном уроке ученики попробовали выжигать на заготовках, которые сами сделали.

«Здесь очень вкусно пахнет деревом», — поделился первым впечатлением студент Владимир Жариков.

Чтобы правила запоминались лучше, педагоги просят своих учеников изобразить их в виде рисунков и презентовать друг другу и наставникам.

«Теперь эти правила всегда будут висеть на стене для того, чтобы каждый входящий их видел», — говорит студентка Света Ярковская.

А чтобы молодым людям, имеющим сложности с коммуникацией, было проще раскрыться в коллективе, специалисты предлагают им сыграть в «эмоциональное лото», суть которого — вытянуть карточку и соотнести ее с теми, что уже есть на руках.

«Для нас считывание эмоций почти не вызывает никаких проблем, но у наших студентов с этим возникают сложности. Простое объяснении и демонстрация эмоций не всегда продуктивны, поэтому мы используем игровые формы», — поясняет сотрудница АНО Ольга Заводилкина.

Ждем в гости

Проект «Доброколледж» только стартовал. По мнению его авторов, это начало большого пути; в планах — расширить количество профессий, которые бы могли здесь освоить молодые люди с особенностями развития.

«У нас уже разработаны программы по финансовой грамотности, пользованию гаджетами, различным формам общения и взаимодействия. И мы приглашаем к сотрудничеству волонтеров и всех, кто готов поделиться своими знаниями с нашими студентами», — говорит Елизавета Романова.

Узнать подробнее о работе «Доброколледжа», задать интересующие вопросы и записаться на консультацию можно по телефону +7 (916) 612-34-71.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы