22 октября 2014 года
Пресс-конференции Заместителя руководителя
Департамента социальной защиты населения города Москвы
Андрея Владимировича Бесштанько
по теме:
«Социальное обслуживание в Москве: новые подходы, новые возможности».
Ранее в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 марта 2009 года № 215-ПП «О мерах по реализации Закона города Москвы от 9 июля 2008 года № 34 «О социальном обслуживании населения города Москвы» адресная продовольственная помощь гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке предоставлялись только в виде продовольственного набора, в состав которого входили продукты первой необходимости.
Ежегодно Департаментом социальной защиты населения города Москвы размещался государственный заказ на поставку продовольственных наборов гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Однако данный механизм имел ряд существенных недостатков, к числу которых можно отнести:
- ассортимент товаров в продуктовых наборах не соответствовал индивидуальным потребностям граждан;
- наличие претензий к качеству поставляемой продукции поставщиками;
- обязательное наличие складских помещений для хранения продовольственных наборов и др.
- возможность самостоятельного формирования ассортимента продуктов питания;
- оптимизация бюджетных расходов на адресную социальную поддержку,
- привлечение коммерческих предприятий розничной торговли и крупных торговых сетей к участию в реализации социальной политики в городе Москве.
Департаменту социальной защиты населения города Москвы совместно с Департаментом информационных технологий города Москвы было дано поручение провести эксперимент на территории Центрального административного округа города Москвы по внедрению электронного социального сертификата, который является электронным приложением социальной карты москвича (далее – СКМ), на оказание адресной продовольственной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, на основе СКМ.
Адресная социальная помощь с использованием электронного социального сертификата предоставляется остро нуждающимся в социальной поддержке гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также другим гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, из числа держателей СКМ.
Оказание гражданину адресной продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата носит заявительный характер и осуществляется на основании обращения гражданина в Центр социального обслуживания по месту жительства с заявлением об оказании адресной продовольственной помощи.
Размер адресной продовольственной помощи в денежном эквиваленте ежегодно устанавливается Департаментом социальной защиты населения города Москвы, в настоящее время на электронный социальный сертификат зачисляется 500 условных баллов, соответствующих денежному эквиваленту – 500 рублей. Использование электронного социального сертификата осуществляется путем предъявления гражданином социальной карты участникам обслуживания электронного социального сертификата. В случае превышения суммы покупки (покупок) количества условных баллов, гражданину необходимо оплатить продовольственные товары, стоимость которых превышает указанное количество условных баллов, зачисленных на электронный социальный сертификат, за счет собственных денежных средств.
В период проведения эксперимента адресную помощь с использованием электронных социальных сертификатов получили 3 811 граждан на общую сумму 1 896,62 тыс. рублей.
По итогам эксперимента среди граждан, принимавших участие в эксперименте, был проведен опрос. 92,2% опрошенных были удовлетворены новой возможностью получения продовольственной помощи в виде электронного сертификата на основе СКМ.
Полученная информация позволила сделать вывод об успешности проведенного эксперимента и заинтересованности в нем жителей округа, а также о целесообразности предоставления адресной продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата на всей территории города Москвы.
В IV квартале 2013 года участником обслуживания электронного социального сертификата было признано ЗАО «Торговый дом «ПЕРЕКРЕСТОК», предоставляющих продовольственную помощь в 170 столичных магазинах.
В данный период реализовать свое право на получение продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата смогли 92 083 человека на общую сумму 46 041,58 тыс. рублей.
В 2014 году участниками обслуживания электронного социального сертификата были признаны 12 юридических лиц, которые предоставляют продовольственную помощь в более чем в 700 столичных магазинах таких сетей, как «Пятерочка», «Перекресток», «Перекресток-Экспресс», «Копейка», «Карусель».
На 2014 год Департаментом социальной защиты населения города Москвы установлен размер адресной продовольственной помощи в денежном эквиваленте в размере 500 рублей.
В первом полугодии 2014 года реализовать свое право на получение продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата смогли 164 483 чел. на общую сумму 82 241,50 тыс.рублей.
По состоянию на 1 октября т.г. продовольственную помощь с использованием электронного социального сертификата получили 237 825 чел. на общую сумму 118 912,96 тыс.рублей.
Использование электронного социального сертификата позволило:
- удовлетворить индивидуальные потребности граждан по оказанию адресной социальной помощи;
- получить доступный инструмент для контроля целевого использования средств и управления продуктовой корзиной в интересах граждан;
- проводить еженедельный мониторинг потребительского спроса;
- отказаться от обязательных конкурсных процедур для закупки продуктов и существенных затрат по формированию и хранению продуктовых наборов.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июня 2014 года № 351-ПП «Об оказании в городе Москве адресной социальной помощи в виде предоставления товаров длительного пользования ветеранам Великой Отечественной войны, находящимся в трудной жизненной ситуации, с использованием электронного социального сертификата» с 1 июля т.г. на территории города Москвы внедрен новый порядок оказания адресной социальной помощи в виде предоставления товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, стиральных машин) ветеранам Великой Отечественной войны, находящимся в трудной жизненной ситуации, путем предоставления электронных социальных сертификатов.
Электронный социальный сертификат является электронным приложением СКМ и предъявляется ветераном на кассе торговых предприятий. Для оказания данной помощи ветерану необходимо обратиться в Территориальный центр социального обслуживания либо центр социального обслуживания по месту жительства с соответствующим заявлением.
Внедрение электронного социального сертификата на предоставление товаров длительного пользования предоставляет право выбора ветеранам Великой Отечественной войны бытовой техники необходимой марки и технических характеристик, оптимизирует бюджетные расходы на адресную социальную поддержку, а также привлекает коммерческие предприятия розничной торговли и крупные торговые сети к участию в реализации социальной политики города Москвы.
Информация о порядке оказания адресной продовольственной помощи с использованием электронного социального сертификата размещена на информационных стендах в территориальных центрах социального обслуживания, центрах социального обслуживания, информационных стендах управлений социальной защиты населения города Москвы, на официальном сайте Департамента социальной защиты населения города Москвы.
В настоящее время продолжается работа по оказанию адресной социальной помощи в виде товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников и стиральных машин) остронуждающимся ветеранам Великой Отечественной войны, у которых нет данной бытовой техники или она вышла из строя и не подлежит ремонту. На сегодняшний день адресная социальная помощь уже оказана более 4 000 ветеранам Великой Отечественной войны.
Предоставление услуг социального обслуживания в учреждениях стационарного социального обслуживания.
По результатам Открытого конкурса между Департаментом социальной защиты населения города Москвы и двумя негосударственными организациями в 2013 году заключены государственные контракты на оказание услуг социального обслуживания в учреждениях стационарного социального обслуживания 50 особо нуждающимся гражданам пожилого возраста, в 2014 году – 100 особо нуждающимися гражданами пожилого возраста.
Экономия финансовых средств (бюджетных и внебюджетных) за счет разницы в стоимости содержания 100 клиентов в государственном и негосударственном учреждении социального обслуживания составляет около 29 млн. руб. в год.
В 2015 г. планируется заключить государственные контракты на оказание услуг социального обслуживания в учреждениях стационарного типа для 150-ти особо нуждающихся граждан пожилого возраста.
с 1 февраля 2014 года в ПВТ № 19 и ПВТ № 29 успешно реализуется пилотный проект по передаче функций младшего медицинского персонала на оказание услуг по уходу и медико-социальной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающих в указанных учреждениях на аутсорсинг (внешним исполнителям).
В случае достижения положительных результатов количество учреждений стационарного социального обслуживания-участников проекта в 2015-2016 гг. планируется увеличить до 12.
Кроме этого, в 2015 г. внешним исполнителям планируется передать функции патронажных отделений по уходу и предоставлению медико-социальной помощи одиноким и одиноко проживающим гражданам пожилого возраста и инвалидам в 8 учреждениях стационарного социального обслуживания.
В структуре государственного бюджетного учреждения Пансионата для ветеранов труда № 1 реализуется проект «Тревожный браслет». Служба работает в круглосуточном режиме. Операторы осуществляют прием, обработку «тревожных вызовов» и активный дистанционный патронаж на дому 7,7 тысяч одиноких граждан пожилого возраста и инвалидов города Москвы.