Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Наставники разные нужны: как значимые взрослые помогают детям-сиротам

23 сентября 2020 года

Наставники разные нужны: как значимые взрослые помогают детям-сиротам

Помочь детям, которые попали в беду, — естественная потребность человека. Наставник — это старший друг ребенка. Они оба делают друг друга интереснее, ответственнее, добрее, счастливее. Попадая в государственные учреждения, воспитанники находятся в несколько ограниченном социальном пространстве, что накладывает отпечаток на их социализацию. Поэтому очень важен процесс сопровождения или наставничества на всех этапах жизни ребенка в учреждении, уверены специалисты Центра содействия семейному воспитанию «Молодая гвардия».

«Основная цель нашей работы — помочь детям не потеряться в этом огромном мире. В нашем Центре наставниками являются многие специалисты: педагоги, психологи. А еще — волонтеры. Они помогают воспитанникам развиваться духовно и нравственно, дают им жизненные знания, помогают освоить бытовые навыки, выбрать будущую профессию. Но прежде всего наставники — это друзья, способные вдохновить своим примером, передать опыт, выслушать, войти в положение, дать совет, ответить на „неразрешимые вопросы“. Именно они помогают в трудную минуту, протягивают руку, подставляют плечо», — рассказывает педагог-психолог Елена Юдина.

Когда ребенок попадает в семейную группу, его наставником становится воспитатель. Педагоги многое умеют и стараются поддержать воспитанника, помочь адаптироваться, подружиться с детьми, найти себя, передать свои навыки: проводят мастер-классы по кулинарии, флористике, обучают бытовым премудростям.

Например, в рамках проекта «Азбука финансовой грамотности» в доступной форме знакомят детей с миром финансов; рассказывают, как правильно рассчитать и оценить материальные возможности. Эти знания обязательно помогут ребятам в жизни. Наставнику важно заслужить детское расположение, создать благоприятную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя нужным, защищенным. Только через добро и внимание педагогам удается подобрать заветный ключик к детям и раскрыть их лучшие качества. Окруженные заботой и теплом, воспитанники постепенно приобретают чувство уверенности в себе, раскрывают сильные стороны. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. С большим удовольствием дети принимают участие в спектаклях, читают стихи, поют, рисуют.

«Главное — создать для ребенка зону успешности. Счастливые детские глаза — награда за труд», — считает директор Центра «Молодая гвардия» Вера Глонти.

Авторитетом у воспитанников пользуется инструктор по физической культуре Владимир Скивко, под руководством которого многие добиваются хороших результатов в спортивных состязаниях. Тренер-наставник уделяет большое внимание подопечным, пропагандирует здоровый образ жизни. Для них он наставник и образец для подражания, к нему обращаются практически по всем вопросам.

Старшие друзья — волонтеры

В роли наставников выступают и волонтеры. Каждый воспитанник Центра стремится к такому общению, так как оно проходит в совершенно новом формате. Если ребенок чувствует, что важен как личность, тогда он может доверять другому человеку, делиться с ним сокровенным. Подобный опыт позволяет сформировать позитивное отношение к себе, поверить в свои силы. Воспитанники воспринимают волонтеров как близких людей. Это такие дружеские отношения, в которых дети получают и поддержку, и новый взгляд на ситуацию.

«Конечно, волонтер не должен занимать авторитарную позицию или дублировать функции воспитателей и учителей. Доверительный контакт детей с наставниками-волонтерами выстраивается постепенно, во время регулярного и продолжительного общения. Воспитаннику иногда нужно время, чтобы убедиться в надежности волонтера. Особенно здесь важна эмоциональная составляющая: принятие ребенка и опора на его сильные стороны. Важно, чтобы волонтер-наставник отмечал положительные моменты, это повышает самооценку ребенка», — считает Елена Юдина.

Волонтеры, которые регулярно навещают ребят, становятся для них значимыми людьми. Они помогают оценивать разные ситуации, находить конструктивные выходы из них. Стараются не предлагать готовые решения, а побуждать детей к самостоятельности. Каждый ребенок хочет, чтобы у него был волонтер-наставник. Не всегда удается наладить контакт с первого раза, но дети знают: если не сложились отношения с одним взрослым, то это обязательно произойдет с другим или третьим. Это нормально.

Разные роли наставников

Есть у воспитанников «Молодой гвардии» наставники — члены попечительского совета Центра, ветераны боевых действий, которые имеют особые заслуги перед Отечеством и личным примером доказали преданность Родине. Офицеры становятся наставниками подопечных, не отличающихся примерным поведением, принимают самое активное участие в их судьбе. Так, Михаил Кононенко, возглавляющий военно-патриотический клуб «Ратник», неоднократно приглашал ребят в экспедиции по поиску останков воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны, подростков с девиантным поведением. Воспитанники возвращались повзрослевшими, получив бесценный опыт приобщения к героизму советских солдат.

На протяжении многих лет духовным наставником Центра является отец Димитрий, который старается оградить воспитанников от нравственных болезней, поразивших общество. Во время проповедей, бесед, личных встреч священник помогает детям противостоять искушениям, злу, проявлять милосердие, толерантность, быть честными и уметь прощать. Празднование Пасхи, Рождества, поездки по святым местам оставляют глубокие впечатления у детей, укрепляют веру, расширяют социальный опыт. Многие воспитанники посещают храм, кто-то осознанно принимает крещение, приобщается к истокам духовности, традициям и ценностям православной культуры.

«В роли наставника выступает и психолог. Именно этот специалист касается травматического опыта ребенка посредством регулярного и долгосрочного взаимодействия, создает особую терапевтическую среду, отогревает израненную душу. Попадая в учреждение, многие дети испытывают страхи, тревожность, что связано с нарушением базового доверия к миру и людям. Только после долгой кропотливой работы ребенок начинает раскрываться и строить доверительные отношения со сверстниками и взрослыми. На этапе адаптации важно не только дать нужный совет детям, но и уметь выслушать, предоставить ребенку возможность выговориться. Ведь в процессе разговора человек перерабатывает информацию и может сам принять нужное решение. К сожалению, не все дети могут много рассказать о себе. Психолог-наставник помогает формулировать проблему, выразить свое мнение и мысли. Ведь в дальнейшей социализации очень важно и эмоциональное благополучие, и умение вести диалог», — отмечает Елена Юдина.

Надежное плечо при вступлении во взрослую жизнь

Начало самостоятельной жизни — очень непростой этап для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В это время особенно важно иметь наставника, который поддержит и поможет принять правильное решение. Постинтернатное сопровождение выпускников также позволяет оказывать помощь молодым людям. В роли наставников выступают специалисты по социальной работе. В ЦССВ «Молодая гвардия»  это новое направление открылось чуть больше года назад. Специалист по социальной работе Оксана Натертышева сопровождает бывших воспитанников в возрасте от 18 до 23 лет и помогает им в самых разных вопросах: оплате ЖКХ, организации досуга, рассказывает о правах, льготах, пособиях.

«Я дружу с ними со всеми, в курсе всех событий — и семейных, и личных. Вместе радуемся и переживаем. Девчонки делятся своими секретами или сомнениями, молодые люди спрашивают про девичьи „заморочки“», — делится Оксана.

Быть наставником и помогать воспитанникам можно по-разному. В этом процессе не бывает мелочей. Важно все: единство действий и требований коллектива, опыт и знания педагогов. Но основное — это любить ребенка, отдавать ему частичку своей души, и тогда мир для него станет добрее. Что вложил наставник в ребенка, то ему вернется сторицей в самых неожиданных ситуациях и нужных моментах: кто-то протянет руку, кто-то ободряюще улыбнется, кто-то поверит, когда все безнадежно, кто-то подставит плечо.

«„Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать“ — вот основные принципы наставника», — волонтер Вера Гоцелюк цитирует знаменитого советского и российского педагога Евгения Ильина. Эти пять глаголов — главные заповеди наставничества.

В Москве стартовал проект «Давай друЖИТЬ!» по поиску наставников-волонтеров для детей-сирот и подопечных столичных семейных центров. Если у вас есть желание и ресурсы помогать детям, посвятить им свое время, провести серию мастер-классов, пройти Школу социального волонтерства или программу по подготовке наставников, подайте заявку на сайте проекта.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Опека и попечительство

Категория граждан:Дети-сироты

Новости по теме