Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Психология успеха: как ставить цели и достигать их

7 сентября 2020 года

Психология успеха: как ставить цели и достигать их

Еще десятилетие назад понятие «бизнесвумен» могло вызывать недоумение или саркастическую улыбку. Сейчас оно стало привычным почти в любой профессиональной среде. Женщины, сделавшие карьеру в крупных коммерческих компаниях или построившие собственный бизнес, больше не исключение. Что заставляет людей мечтать о собственном деле, откуда появляются такие амбиции, отвечает психолог Московской службы психологической помощи Ирина Башкина.

Психологи выделяют три главных источника мотивации:

  • Желание самостоятельно определять и контролировать свое будущее.
  • Объединение в единое целое работы и личной жизни (то самое пресловутое «превратить хобби в карьеру»).
  • Адаптация сферы деловой деятельности к стилю своей жизни: контроль рабочего графика, ценности и тип коммуникации.

Для женщин на пути к успеху часто мотивирующим фактором является самореализация в интересной работе. У мужчин же при осуществлении амбиций на первом месте стоят деньги, возможность руководить и принимать решения.

Мечта не становится реальностью одной лишь силой воли и решимостью — этот путь сопряжен с решением разных задач и преодолением определенных трудностей. Женщин с амбициями предпринимателей в кабинете психолога бывает немало. Зачастую им не хватает собственных ресурсов для реализации своего потенциала — они охвачены тревогой, страхом, неуверенностью в успехе.

Часто они приходят с размытыми представлениями о своих желаниях и неясными целями, которые никак не получается воплотить в жизнь. Они не знают, как принять оптимальное решение и сделать выбор, не могут найти себя и определить свою нишу. Они сомневаются: не рано ли еще посвящать свою жизнь решению столь амбициозной цели, как собственное дело? Или, напротив, может уже и вовсе слишком поздно? Давайте разбираться.

Когда же «вовремя»: жизненные этапы развития

Жизненный путь и процесс личностного развития человека состоит из нескольких этапов, на каждом из которых он проходит через определенный кризис. Эти кризисы формируют его «эго-идентичность» — способность быть самим собой.

Для формирования профессионального пути наиболее значимым является так называемый этап ранней зрелости, или период начинаний. В самом начале этого этапа — от 20 до 25 лет — человек находится скорее на стадии мечтаний, нежели целей. Он только начинает познавать свои потребности, способности, интересы, возможности и обретает решимость.

Это период выбора профессии, который к 25 годам обычно заканчивается подбором подходящей работы и началом ее освоения. За ним следует этап упрочения карьеры, целью которого является необходимость занять прочную позицию в выбранной профессии.

Правильность или ошибочность выбора профессии обычно определяется уже в первые 7–10 лет трудовой деятельности. На этот отрезок чаще всего приходится смена места работы, специальности или рода деятельности. На смену мечтам приходит пересмотр жизненных целей и планов.

Первый пик карьеры, как правило, приходится на возраст 35 лет. Следующим продуктивным для самореализации является период с 35 до 60 лет. На этих этапах у человека уже достаточно знаний, чтобы применить их в жизни, достаточно гибкости в поведении и нахождении решений и еще достаточно сил для активной деятельности.

Определяемся со сферой деятельности

Чтобы мечта о собственном деле стала реальностью, сначала ее нужно конвертировать в цель. Удача любого дела строится на правильно сформулированных целях. Говорят, что правильно сформулированная цель — уже половина ее достижения.

Чтобы понять, какую следует поставить цель, и наметить план ее реализации, необходимо понять свои истинные желания — ответить на вопросы «Что я хочу?», «Почему это для меня важно?», «Как я смогу этого достичь?», «Что поможет мне этого достичь?». Как и в любом другом деле, необходимо учитывать свои личностные особенности.

Определите вашу сферу деятельности. Для формирования собственной стратегической цели можно воспользоваться так называемой триадой выбора профессии «Хочу — могу — надо». Рассмотрим ее этапы.

  • «Хочу»
    Если вы начинаете выбирать свой бизнес, сначала следует определить, какая деятельность приносит вам наибольшее удовлетворение. Как мы уже замечали ранее, для женщин одним из основных мотивирующих факторов является самореализация в интересном для нее деле. Что вам больше всего нравится, какой род занятий приносит удовольствие? Это может быть флористика, шитье, строительство, сфера моды или красоты, работа с животными или детьми и многое другое.
  • «Могу»
    Следует оценить свои потенциальные способности, умения и навыки и определить то, в чем вы особенно сильны, где находятся ваши преимущества и где вы можете обойти конкурентов. Назовем это вашей «суперсилой». Понаблюдайте за собой. Какому занятию вы готовы посвятить часы и почувствовать после этого не усталость, а внутреннее удовлетворение и прилив сил?
  • «Надо»
    Не все товары или услуги имеют признание, спрос и принесут вам успех. Стоит объективно оценить обстановку и определиться, насколько выбранная вами сфера деятельности востребована в обществе. Нужно ли это людям? Полезно ли ваше будущее дело для окружающих? Сделает ли это окружающих людей счастливыми?

На пути к успеху: оцениваем эффективность поставленной цели

Важно, чтобы каждая ваша цель на этом пути была эффективной. У эффективной цели существуют многочисленные критерии:

  • Позитивная формулировка. Цель должна быть сформулирована без частицы «не».
  • Достижимость и конкретность. «Хочу иметь свою фирму» — это не цель, потому что она неконкретна. «Хочу открыть сеть салонов флористики с тремя офисами в Москве, общим количеством персонала не менее Х человек и годовым оборотом в Х миллионов рублей» — это уже конкретнее. Как поставить конкретную цель? Ее можно представить. По каким признакам вы поймете, что ваша цель достигнута? Какие у вас будут при этом чувства и ощущения? Чем детальнее вы представите и опишете желаемую цель, тем больше будет ваша уверенность в неизбежном успехе. Невнятная цель дает невнятный результат.
  • Измеримость во времени. Стоит четко определить временные границы для достижения вашей цели. Представьте, что вы заключаете с самим собой контракт и оговариваете время его исполнения.
  • Цель должна максимально зависеть от вас. «Хочу, чтобы люди заказывали букеты в моем магазине», — это неправильная цель, потому что в ее постановке не заложено ваше прямое участие. «Хочу создать такой спектр услуг на рынке флористики, который позволит покупателям отдавать предпочтение моему магазину».
  • Социальная экологичность. Подумайте о том, как достижение вашей цели повлияет на отношения с другими людьми. Подумайте о тех, кто стремится к той же цели, что и вы, о возможных союзниках (это могут быть партнеры, потенциальные клиенты) и противниках (конкуренты) на вашем пути. Чем вы можете заинтересовать этих людей и заставить их помочь в достижении вашей цели?
  • Определение необходимых ресурсов. Достаточно ли у вас внутренних и внешних ресурсов для достижения своей цели? Возможно, понадобится сформулировать вспомогательные цели (например, получение ссуды в банке или привлечение инвесторов).
  • Оценка масштаба. Если ваша цель слишком масштабна, неадекватна по размеру, стоит оценить ее реально и разбить на несколько этапов и наметить первые шаги.

Преодолеваем внутренние препятствия

Вера в то, что внешние препятствия преодолимы, — неотъемлемый ингредиент успеха. Вспомним таких успешных женщин, как Коко Шанель, Эсти Лаудер, Мэри Кей Эш: это бизнес-леди непростой судьбы, ставшие ее хозяйками, построившие свои бизнес-империи с нуля.

Обстоятельства — не панацея, они могут быть вашими врагами, а могут стать отправными точками. Но что если на вашем пути стоят не внешние препятствия, а внутренние? Если цель поставлена, но кажется, что дело в вас самих, а не в отсутствии денег или не в «особенном» происхождении?

Что чаще всего мешает реализации вашей мечты?

  • Неправильно поставленная цель, «не ваша» цель, поставленная под давлением семьи или навязанная обществом. Неправильные цели обычно ставят те, кто не потрудился как следует проанализировать свои потребности.
  • Эмоциональное выгорание. Безразличие к делу, умственная усталость, отсутствие сил.
  • Страх и тревога. Боязнь потенциального краха и неуспеха, страх общественного осуждения.

Все эти проблемы лучше всего прорабатывать со специалистом. Обращение к коучу или психологу для постановки целей и решения проблем их реализации — сегодня такая же жизненная необходимость, как поход к дантисту при боли в зубе. Человеческий мозг, его эмоциональное здоровье требуют такого же бережного отношения компетентных специалистов, как и здоровье физическое.

У столичных жителей есть возможность бесплатных консультаций у квалифицированных специалистов, которые предлагает Московская служба психологической помощи. Пообщаться с психологом можно как в очном формате, так и дистанционно по телефону и онлайн. Подробности по единому справочному телефону: 8 (499) 173-09-09 или на сайте организации: msph.ru

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Социальная поддержка

Новости по теме