3 сентября 2020 года
Достигшие совершеннолетия воспитанники центров содействия семейному воспитанию (ЦССВ) не остаются один на один со взрослой жизнью. Для них существует особый вид социальной помощи — постинтернатное сопровождение. Не лишней оказывается поддержка специалистов и для выпускников приемных семей. Каждому нужен тот, кто подставит надежное плечо в начале самостоятельной жизни: подскажет, как жить в собственной квартире, правильно распределять финансы, справляться с трудностями в общении с людьми, найти работу. Самая крупная в городе служба постинтерантного сопровождения работает при Ресурсном центре «Спутник».
Как стать сопровождаемым
В Центре этой работой занимаются девять специалистов. Каждый из них курирует по восемь-девять выпускников, причем не только из Центра «Спутник», но и из других столичных ЦССВ и приемных семей. Всего в городе постинтернатным патронатом занимаются 39 организаций. «Москва растет и расширяется, а вместе с ней расширяется и география работы наших специалистов. Многие из наших выпускников проживают на территории Новой Москвы (Троицк, Новые Ватутинки, Московский, поселок Киевский, Коммунарка). Но расстояния нас не страшат, ведь главное — помочь нашим ребятам», — считает специалист по социальной работе Алексей Быков.
Выпускник может рассчитывать на психологическую, юридическую, педагогическую, социальную и другую помощь. Также специалисты взаимодействуют с благотворительными фондами, которые готовы оказать помощь и поддержку выпускникам. Например, сейчас собраны вещи в помощь для выпускниц, недавно ставших мамами или готовящихся к рождению ребенка.
Задача сопровождения — поддержать выпускника, дать ему освоиться в новом мире, научить самостоятельно строить свою жизнь, планировать будущее, развиваться и идти вперед. Каждый выпускник, обратившийся в Центр, может рассчитывать на помощь в регистрации по месту жительства, подготовке к заселению в полученную квартиру. Например, специалисты рассказывают, как поставить водо- и электросчетчики, помогают организовать ремонт, получить социальную поддержку, устроиться на работу или учебу, организовать свое свободное время и летний отдых, решать юридические проблемы. Оказывают они и психологическую помощь, учат выстраивать взаимоотношения с людьми.
Когда воспитанник покидает центр содействия семейному воспитанию, но хочет продолжить общение со специалистами, которым доверяет, он становится на постинтернатное сопровождение. Это услуга — бесплатная. Такое решение иногда принимают и ребята из приемных семей, которые ранее были на сопровождении. Иногда специалисты органов опеки и попечительства обращаются в «Спутник» с просьбой взять на постинтернатное сопровождение выпускника, а иногда и сами подопечные просят помочь их знакомым, например однокурсникам.
«Сопровождением выпускников в центре „Спутник“ я занимаюсь почти пять лет. За это время удалось успешно закончить процесс социализации многих наших выпускников. В настоящее время у меня на сопровождении девять выпускников как из Центра „Спутник“, так и из других ЦССВ города. Так как уровень социализации наших сопровождаемых совершенно разный, приходится порой достаточно много времени уделять кому-то из выпускников в решении его проблем. Вопросы могут быть совершенно разные. Это может быть как социально-бытовая помощь, так и юридическая. Считаю, что особую роль в процессе сопровождения выпускников играет индивидуальный подход. Специалисту необходимо четкое понимание психологии выпускника, его особенностей, уровня готовности к самостоятельному проживанию, и уже от этого мы разрабатываем план работы с выпускником, в соответствии с которым проводим свою работу», — отмечает специалист по социальной работе Денис Алексеев.
В связке с приемными родителями
«Выпускников в нашей организации я сопровождаю уже 15 лет. Основной процент моих подопечных — это дети, которые воспитывались в замещающих семьях. Таких на сопровождении в нашем Центре всего 14. Кто-то воспитывался в них с рождения, кто-то — последние годы. Разные ребята — разные случаи, все очень индивидуальные. Все нуждаются в постоянном сопровождении профессионала, особенно в первый год после совершеннолетия», — рассказывает специалист по социальной работе Николь Харченко.
Конечно, когда у ребенка есть поддержка, например бывших опекунов, ему легче вступать во взрослую жизнь. Многие замещающие родители помогают ребятам в обустройстве жилья, приобретении всего необходимого для проживания, дают им эмоциональную поддержку. «Но есть особенности в сопровождении таких выпускников. Многим приемным родителям трудно принять, что это уже не маленькие дети, которых они растили и несли за них ответственность, а взрослые самостоятельные люди, которые имеют уже соответствующие права и обязанности», — делится специалист.
Жизнь глазами выпускников
21-летний Владимир Борисов, выпускник Центра «Спутник», студент колледжа, осваивает специальность «машинист уборочных машин».
«В начале нашей работы с моим куратором Денисом Алексеевым мы вместе посещали организации, так как, придя в МФЦ, я не мог даже сказать, что мне нужно. Мы вместе приходили в Пенсионный фонд, чтобы оформить мне пенсию по потере кормильца, прикрепиться к поликлинике по месту прописки, оформить региональные доплаты к пенсии. Я не знаю, как бы я получил военный билет без помощи Дениса Анатольевича, даже с ним мы посетили военкомат раза четыре, в этом мне было бы сложно разобраться самостоятельно», — вспоминает юноша.
Он уже получил специальность повара-кондитера, решил, что хочет продолжить образование. О том, в какой из этих специальностей будет развиваться, юноша пока думает. Правда, есть у него мечта открыть свою булочную. «Если я что-то пеку, я всегда даю пробовать друзьям или соседям, с которыми у меня хорошие отношения. Они всегда рады», — делится юноша.
Специалисты делают все, чтобы помочь юноше сделать осознанный выбор. Например, два года назад для него совместно с благотворительным фондом организовали мастер-класс в ресторане отеля «Арарат». «Вова смог непосредственно познакомиться с работой поваров», — рассказывает Денис Алексеев. «Мы делали пряничные домики, учились декорировать торты. Я пока, наверное, не смогу испечь настолько красивый торт, как профессионалы. Но однажды делал торт для подруги на заказ. Она осталась довольна», — делится Владимир.
Молодой человек уже несколько лет живет самостоятельно в квартире, которую получил от города. «Начинать жить самому было сложно. Труднее всего — остаться в первый раз в квартире в одиночестве. Непривычная обстановка. Обычно рядом были ребята и воспитатели. Потом я завел себе собаку — стало легче. Сейчас у меня две кошечки — Ляля и Маня», — рассказывает он. Адаптироваться ко взрослой жизни Владимиру помогали специалисты постинтернатного патроната. «Заключить договор мне посоветовали сотрудники Центра. Мне нужна в жизни какая-то поддержка, чтобы я мог обратиться за помощью. Я на сопровождении с 2017 года. Все это время мне во всем помогают. Самое главное — научили общаться с людьми. В первое время специалист ходил вместе со мной, например в поликлинику, показывал и рассказывал, как и что нужно делать. Постепенно я научился всему сам. Еще мне помогли правильно обустроить квартиру, подсказывали, как правильно оплачивать услуги ЖКХ и так далее», — вспоминает выпускник.
С бытовыми вопросами у Вовы проблем не было. Готовить он научился еще живя в Центре: «Мне всегда было это интересно, поэтому я учился еще у поваров Центра „Спутник“».
Владимир планирует и дальше пользоваться услугами постинтернатного сопровождения. «Я не все знаю, иногда возникают не совсем понятные мне ситуации. Мне спокойнее, если рядом будут люди, которые могут подсказать и помочь. С каждым днем я становлюсь все более уверенным», — убежден молодой человек.
А выпускница Анастасия Стрижова Центр «Спутник» покинула год назад. «От города я получила квартиру, специалисты по постинтернатному сопровождению помогли мне ее обустроить. Мы с моим куратором Алексеем Ивановичем вместе ходили в центр госуслуг, опеку и другие организации. Он рассказывал, как решить все возникающие у меня вопросы. Сейчас учусь на 2 курсе колледжа, осваиваю профессию швеи. Недавно я вышла замуж, скоро у меня будет ребенок, и надеюсь, что специалисты будут мне помогать и подсказывать что-то в вопросах его воспитания», — говорит девушка.
Остаться один на один со взрослой жизнью страшно даже тому, у кого всегда рядом есть любящие родители и родственники. Для детей, лишившихся родительского попечения, особенно важно, чтобы рядом были опытные, знающие специалисты, которые способны научить юношей и девушек принимать решения самостоятельно, чтобы в будущем выпускникам требовалось все меньше и меньше помощи. Постинтернатное сопровождение — это дружеское плечо для тех, кто еще недостаточно уверенно идет по непростой дороге жизни.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы