1 сентября около 30 подопечных столичных психоневрологических интернатов станут первокурсниками. Пятеро из них живут в интернате № 30. По словам специалистов интерната, желающие получить какую-либо профессию находятся каждый год. Сейчас будущие первокурсники завершают последние приготовления ко Дню знаний.

С 2014 года свидетельство о приобретении профессии получили 15 подопечных интерната. Учреждение сотрудничает с колледжем «Столица», которое готовит специалистов в области градостроительства. Однако это не единственная возможность получить профессию. Некоторые ребята сами выбирают для себя учебные заведения. В этом случае сотрудники социально-реабилитационного отделения помогают наладить контакт с образовательной организацией, узнать требования к абитуриентам и условия обучения.

«У нас живет замечательный художник-самоучка, Тимофей. Он никогда не обучался изобразительному искусству. Ему очень нравится творчество Сергея Андрияки: он мечтал учиться только у него. Нам пошли навстречу и приняли Тимофея в Академию акварели и изящных искусств. По началу учеба не шла, был страх, что отчислят. Я советовала не сдаваться и продолжать посещать занятия. Однажды Тимофей принес показать преподавателям свою очередную работу — зимний пейзаж. Ее отметили положительно. Я тоже вижу прогресс. Впереди второй год обучения», — рассказывает Вера Горепекина, исполняющая обязанности заведующего социально-реабилитационным отделением Психоневрологического интерната № 30.

В первую очередь интернат помогает подопечным, заинтересованным в получении профессии. Они подают хороший пример другим ребятам. Один из первокурсников, Роман, решил поступить в колледж вслед за своей подругой, ныне второкурсницей.

Для проживающих обучение в колледже — это еще и возможность в будущем выйти из интерната на самостоятельное проживание после получения профессии.

«Параллельно с получением профессионального образования мы помогаем подопечным осваивать практические бытовые навыки. Мы обучаем их планировать денежные траты, снимать показания счетчиков, совершать покупки в магазинах, пользоваться общественным транспортом, готовить», — рассказывает Ольга Сергеева, заместитель директора по социальной работе Психоневрологического интерната № 30.

Работники интерната объясняют своим подопечным, что возможность обучаться профессии — это определенный статус самостоятельного независимого человека. Поначалу ребята выезжают на учебу в сопровождении сотрудников, потом со старшими товарищами, а после — самостоятельно. Постепенно подопечные вовлекаются в другую жизнь — за пределами интерната. В колледже «Столица», например, учатся не только люди с ментальными нарушениями. Подопечным интернатов полезно больше общаться, заводить знакомства вовне. Так появляется стремление жить самостоятельно, а значит, выйти из интерната и обеспечивать себя.

Сейчас пятеро первокурсников интерната, которые поступили на специальность «Садоводство», проходят медицинское обследование, как и все абитуриенты. В их ближайших планах значится покупка спортивной формы и спецодежды для практических занятий. Половину учебного года будущие садовники проведут на клумбах, на зимнее время переберутся в учебные аудитории. В колледже первокурсники еще не бывали. В этом году День открытых дверей отменили. Поэтому после медосмотра они планируют тренировочные поездки, чтобы освоить маршрут из Центрального Чертаново в Северное Бутово, к месту обучения.

Весь путь к профессии подопечные проходят вместе с работниками интерната. В команду, сопровождающую студентов, входят специалисты по реабилитационной работе, психологи, социальные работники и другие сотрудники.

«В прошлом году в колледж поступили трое наших ребят. Когда началась пандемия, обучение стало дистанционным. По утрам преподаватели присылали задания. Я их распечатывала, после выполнения отправляла обратно. У нас есть отдельные комнаты, где можно уединиться и заниматься в тишине. Ребята смогли завершить обучение и получить свидетельства государственного образца. Недавно в торжественной обстановке мы сами вручили им документы, так как в колледже все мероприятия отменили», — рассказывает Вера Горепекина.

Теперь выпускники имеют необходимую подготовку и профессию садовников 2 разряда. Помогая в озеленении территории вокруг интерната, они всегда смогут наработать опыт. Уже сегодня ребята подсказывают работникам, как правильно выращивать цветы. Первокурсники тоже имеют небольшой опыт в садовом деле.

По словам реабилитологов интерната, специальных условий для обучения наших подопечных в колледже не создается. На постоянной связи с интернатом находятся кураторы групп, в которые распределяются обучающиеся. Они не требуют особенного отношения к себе. Наоборот, работники интерната часто слышат похвалу за дисциплинированность и ответственность своих подопечных.

В середине августа Департамент труда и соцзащиты инициировал круглый стол по вопросам образования проживающих в интернатах взрослых людей с ментальными нарушениями. Установочная встреча прошла с представителями общественных организаций, которые уже сейчас проводят свои тренинги и занятия в психоневрологических интернатах. Для поступления в образовательные учреждения необходимы документы об образовании, которых у взрослых инвалидов зачастую нет. С другой стороны, наличие профессии не гарантирует трудоустройства. Сегодня Департамент соцзащиты определяет точки роста и возможные маршруты образования особенных людей.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы