25 августа 2020 года
Если вам позвонил социальный работник и сообщил о необходимости посещения на дому, следует обратиться по телефону в центр социального обслуживания, чтобы убедиться, что этот человек действительно работает в организации. Если соцслужбы не подтвердят информацию о визите, необходимо безотлагательно сообщить об этом в полицию. Какие еще правила нужно соблюдать, чтобы не попасться на уловки мошенников, рассказал заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Павел КЕЛЛЕР.
— Павел Анатольевич, какая профилактическая работа проводится сотрудниками социальных служб для профилактики мошенничества среди социально незащищенных горожан?
— Работа по профилактике мошенничества проводится Департаментом на регулярной основе с 2010 года, когда Правительством Москвы был утвержден регламент нашего взаимодействия с ГУ МВД города Москвы по обеспечению безопасности одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов, а также в рамках Государственной программы «Безопасный город», утвержденной в 2011 году.
Суть профилактических мероприятий сводится к следующему. Это, прежде всего, работа с гражданами, получающими социальные услуги на дому. Москвичи, состоящие на надомном обслуживании, получают всю необходимую информацию по профилактике мошенничества от своего социального работника. Сотрудник старается подробно и доступно изложить своему подопечному информацию о возможных противоправных действиях и тех мерах, которые нужно совершать, чтобы избежать этого.
Также нами проводится работа с людьми, относящимися к группе риска: одинокими москвичами пожилого возраста и людьми с инвалидностью. При посещении центров социального обслуживания и клубных пространств «Мой социальный центр» всегда можно получить необходимую информацию о том, как уберечься от аферистов. По этой теме проводятся еженедельные лекции, работают онлайн-чаты.
Москвичам выдают памятки «Осторожно, мошенники!», тематические листовки и буклеты. В них — вся информация о правилах поведения с незнакомыми людьми, приемах, которыми обычно пользуются мошенники и способах противодействия им, а также контактные телефоны учреждений соцзащиты и правоохранительных органов.
— Что нужно знать гражданину, чтобы не оказаться жертвой аферистов?
— Необходимо соблюдать достаточно простые правила. В первую очередь не нужно открывать дверь незнакомым людям. Что касается телефонных звонков, то желательно не отвечать на незнакомые номера и, естественно, не открывать веб-ссылки, которые приходят с таких номеров. Как правило, это тоже мошенники.
Также нужно иметь телефон горячей линии своей банковской организации, поскольку многие случаи мошенническтва связаны именно с этой сферой. Кроме того, не нужно сообщать по телефону свои персональные данные и реквизиты банковских карт.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее, как происходит взаимодействие москвичей с социальными службами.
— Социальные службы, выходя на дом, всегда согласовывают с человеком дату и время посещения. Это важно. Потому что соцработники никогда не приходят без предупреждения. Кроме того, имея под рукой телефоны соцслужб, можно всегда уточнить, работает ли данный сотрудник в этой организации и действительно ли он вышел на дом для посещения. Если же за дверью стоят люди в халатах и масках, о визите которых вас предварительно никто не предупреждал, то, скорее всего, это мошенники.
— Нередки случаи, когда людям предлагают социальную помощь якобы представители центров социального обслуживания за деньги.
— Любая адресная помощь, которая предоставляется социальными службами,— безвозмездна! Если вам предлагают лекарства или путевки в санаторно-курортные организации за деньги, не верьте — это мошенники.
Работники социальных служб имеют документы, подтверждающие их личность и должность в социальной организации. Поэтому при посещении всегда можно попросить показать удостоверение, которое настоящий социальный работник сможет предъявить.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы