Психолог реабилитационного центра «Ремесла» Наталья Волкова рассказала о принципах своей работы и поделилась упражнениями для домашних занятий.

У Натальи Волковой два высших образования: психолого-педагогическое и музыкальное. Именно поэтому на занятиях с детьми с нарушениями развития и интеллекта, ей удается сочетать как классические психологические методики, так и музыкальные упражнения.

Кабинет у Натальи небольшой, но очень уютный: светлая комната с мягкими стульями, шкаф, стол с компьютером и цифровое пианино. «На видных местах — только самые необходимые предметы, остальное я убрала в шкаф. Дети с аутизмом довольно долго привыкают к кабинету, ничего не должно отвлекать их внимание», — объясняет Наталья.

Количество игрушек, музыкальных инструментов и книжек, которые можно найти у специалиста, поражает воображение. Здесь есть и яркие расписные деревянные ложки — русский народный музыкальный инструмент, и трещотки, и барабаны. «Каждый ребенок уникальный, а занятия индивидуальные. Я наблюдаю, чем конкретно интересуется малыш, и составляю программу занятия, исходя из его увлечений. Но раз за разом добавляю что-нибудь новое», — рассказывает Наталья.

Главная абилитационная задача для ребенка с аутизмом — помочь ему адаптироваться к окружающему миру. «Бывает непросто установить контакт. Первые занятия дети теряются, поэтому и ведут себя по-разному: кто-то может плакать, кто-то — уйти в себя. Постепенно ребята начинают привыкать ко мне, к моей внешности, тембру голоса. Длительность абилитации индивидуальна, и все нужно делать постепенно, не стоит торопиться», — комментирует психолог. Ребенок, прежде чем услышать, как звучит тот или иной музыкальный инструмент, должен его потрогать, посмотреть, понять принцип работы, решить, нравится ему или нет — на это тоже уходит время.

Наталья уверена, что музыкальная терапия помогает людям с ментальными отклонениями социализироваться: «На каждом занятии я включаю музыку: это может быть классика, а может и народная. У каждого ребенка свой мир: они слушают музыку, что-то представляют, кто-то начинает вздрагивать, кто-то улыбаться. Если ребенок закрывает уши — сразу выключаю все звуки. Постепенно предпочтения проясняются, и малыш слушает сначала две минуты, потом пять, а потом и все произведение».

Занятия могут проходить активно: выполнение ритмических упражнений, танцы, распевки. Но главное — абилитация проходит в игровой форме. «Особое внимание я уделяю коммуникативным играм, распевкам, например, известной всем с детства «Идет коза рогатая», — делится Наталья.

Следующая ступень — экскурсия по Центру. «Потихоньку я начинаю водить их на занятия в разные группы: кто-то рисует, кто-то лепит, кто-то шьет. Так мы понимаем, что интересно ребенку, чем он хочет заниматься. Но особенно их вдохновляют художественные работы учеников Центра», — отмечает психолог.

Не менее важна поддержка родителей и близких: с детьми важно и нужно заниматься дома. Например, развить мелкую моторику и раскрыть творческий потенциал поможет лепка из глины, соленого теста или пластилина.

«Не всегда цели и задачи достигаются быстро. Но когда я вижу успехи детей, их прогресс, творческие работы — для меня это настоящая награда», — признается Наталья.

Справочно:

Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Реабилитационный центр для инвалидов «Ремесла» — подведомственное учреждение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Центр имеет два отдельно стоящих административных здания, расположенных в Зеленограде.

Здесь люди с ограничениями жизнедеятельности получают профессиональные навыки посредством освоения ремесла и включаются в трудовую деятельность, зарабатывая денежные средства (после реализации продукции по договору подряда в Центре).

Подобную информацию смотрите на сайте.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы