Арт-терапия — один из древнейших способов восстановления и коррекции эмоционального состояния человека. Не секрет, что дети с ментальными нарушениями подвержены частым сменам настроения, а от их настроения зависят поведенческие реакции. Арт-терапия позволяет быстро снять психическое и эмоциональное напряжение ребенка, успокоить его и переключить. Также арт-терапия позволяет управлять поведением ребенка, что для детей с ментальными и эмоциональными нарушениями очень важный аспект воздействия, особенно в условиях самоизоляции семей, на попечении которых находится ребенок с ОВЗ. О том, как родителями самостоятельно организовать арт-терапевтические занятия, рассказывают специалисты ЦССВ «Юнона».

ЛЕЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВОМ

Совместные творческие занятия детей и родителей могут стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, помочь ребенку в преодолении чувства одиночества, сгладить конфликтные ситуации в семье,- снизить проявления тревожности, страхов и фобий, повысить самооценку ребенка, помочь ему в контроле над различными видами мышц, способствовать развитию мелкой моторики, коррекции и развитию устной речи.

«Арт-терапия достаточно эффективна. Главное — быть искренне заинтересованным в занятии и совместно с ребенком преодолевать возникающие трудности. Основной принцип арт-терапии — это личное желание и заинтересованность ребенка в занятии, поэтому важно вместе выбрать то, что ему понравится, или постараться заинтересовать его чем-то новым», — советует учитель-дефектолог Ольга Нагайцева.

ВИДЫ АРТ-ТЕРАПИИ И КАК ИХ ПРИМЕНЯТЬ

Виды занятий и инструменты для них будут отличаться в зависимости от степени нарушений у ребенка. Для малыша с легкими ментальными нарушениями изотерапия будет выглядеть как рисование по образцу, обводка по контуру и точкам, раскрашивание, штриховка. Можно попробовать нетрадиционные виды рисования — песком, при помощи необычного инвентаря.

Если в семье растет ребенок с умеренными ментальными нарушениями, он может заняться переводом картинки на световом экране, обводкой по контуру, раскрашиванием, простой штриховкой, рисованием пластилином.

Малыш с глубокими ментальными нарушениями может заниматься маранием, рисовать каракули, делать оттиски, рисовать пальцами и ладонями рук.

Кстати, об инвентаре. Вам пригодятся акварель, гуашь, пластилин, фломастеры, цветные карандаши, песок, мелкие виды круп, раскраски, губки, палочки.

В отдельный вид арт-терапии стоит выделить игры с песком и крупами. Ребенок с легкими ментальными нарушениями может определять на ощупь предмет, спрятанный в крупе или песке, пересыпать, добавлять и убавлять эти материалы, выкладывать из них узоры на основе из пластилина, строить домики из мокрого песка. Для этого потребуются контейнеры с мокрым и сухим песком, крупой, фасоль, горох, дощечки, картон, баночки интересной формы, формочки, игрушки, грабельки, совочки, мерные ложки, различные пластмассовые емкости и так далее.

Ребенок с умеренными ментальными нарушениями может определять на ощупь простой предмет в песке или мелкой крупе, называть его, пересыпать песок и крупы из руки в руку, захватывать их в горсть, щепоть, строить домики, лепить куличики из мокрого песка с помощью форм.

Малышу с тяжелыми нарушениями нужно помогать опускать руки в песок или крупу, по мере возможности пересыпать и захватывать в горсть.

Все дети любят сказкотерапия. Ребятам с легкими ментальными нарушениями нравится смотреть или читать сказки, отождествлять себя с героем, разыгрывать понравившиеся отрывки, придумывать дальнейшее развитие сюжета. Им вполне по силам учить стихи и песенки.

Детям с умеренными нарушениями доступна простейшая драматизация. Предложите ребенку показать, как прыгает зайчик, повторить основные слоганы сказки. Например, при фразе: «И покатился колобок дальше» ребенок может бегать по кругу.

Малышам с тяжелыми ментальными нарушениями нужно читать потешки, песенки, побасенки, учить их выполнять с вашей помощью простые движения.

Водотерапия. Предложите ребенку повозиться с водой в ванной: обливать, доливать, отливать, переливать, поиграть с игрушками (водяной пистолет, заводные игрушки).

Также водотерапией можно заниматься и в комнате. Играть с емкостями для воды на полу или на столе. Вам потребуются игрушки, тазики, пластмассовые кружечки, мерные ложечки и т. д. Эти занятия доступны как ребенку с легкими, так и с умеренными нарушениями. Малыш с тяжелыми ментальными нарушениями может просто с удовольствием плескаться в ванной и обливаться водой.

Игротерапия. С ребенком с легкими ментальными нарушениями можно играть в сюжетно-ролевые и настольные игры, игры малой и умеренной подвижности (с мягкими мячами, предметами интерьера), прятки простые и с дополнительным условием — переодеванием в любимых героев и так далее.

Ребенка с умеренными ментальными нарушениями можно обучать сюжетно-ролевым, простым настольным играм, играм малой подвижности, простым пряткам. Для мальчика или девочки с тяжелыми нарушениями подойдут простые игры с коротким сюжетом, также их можно обучать повторению движений и слов.

Для этого вида арт-терапии потребуются лото, домино, музыкальные книжки, дидактические игры, доступный нешумный спортивный инвентарь, предметы интерьера.

Драматерапия. С ребенком с легкими нарушениями можно заняться постановкой хорошо известных сказок и сюжетов в кукольном и пальчиковом театре, с мягкими игрушками. В роли главного героя — ребенок или ребенок и родители. В случае с ребенком с умеренными нарушениями это будет просмотр сказок пальчикового и кукольного театра, малыш должен принимать посильное участие в действии. Ребенок с тяжелыми нарушениями может быть зрителем этих постановок.

Родителям будут нужны пальчиковый и кукольный театр, мягкие игрушки, маски, костюмы, грим и так далее.

Музыкотерапия. Дети с легкими и умеренными ментальными нарушениями могут слушать музыкальные произведения, отстукивать ритм на подручных материалах: кастрюлях, тазиках, кружках, участвовать в создании шумового оркестра, подпевать или даже петь. Полезна для них и логоритмика — выполнение характерных, танцевально-ритмических движений под музыку. Ребенок с тяжелыми нарушениями с удовольствием послушает простые детские песенки, может выполнять под них с помощью родителя простые ритмические движения.

Ребятам можно включать современные и детские песни, классические произведения, запевки, частушки и т. д.

ПОДБИРАЙТЕ МУЗЫКУ ПРАВИЛЬНО

«Особое внимание уделите подбору музыкального материала. Часто родители предоставляют ребенку самостоятельный выбор прослушиваемых музыкальных произведений, и ребенок, конечно, выбирает современные ритмы и песни, что часто негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, тогда как классическая и детская музыка благотворно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей», — отмечает музыкальный руководитель Людмила Осечкина.

Специально подобранные музыкальные произведения не только способствуют накоплению музыкальных знаний, формированию музыкального вкуса, но и уравновешивают нервно-психические процессы, снижают агрессивные проявления поведения в быту. Прослушивание классических музыкальных произведений способствует развитию эмоциональной отзывчивости ребенка, так как при прослушивании музыки возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие конкретное психическое состояние ребенка в данный момент. Поэтому одни и те же классические произведения можно прослушивать с детьми каждый день, и всякий раз и вы, и ребенок сможете пережить новые эмоции и получить новый чувственный опыт. Сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций, а это уже — эстетические (эмоциональные) переживания.

«После прослушивания музыкального произведения можно предложить ребенку нарисовать, то, что он услышал или подобрать “цвет” основной эмоции музыки и передать его на листе бумаги. Родителям детей с ментальными нарушениями надо помнить, что именно, благодаря своей эмоциональной наполненности музыка, является сильнейшим раздражителем, поэтому для ее прослушивания должно быть отведено ограниченное время. Если музыка звучит целый день, то эмоции “забиваются”, и она начинает восприниматься ребенком в фоновом режиме», — советует педагог.

Из произведений детских авторов-песенников можно порекомендовать песни композиторов К. И. Ибряевой, М. С. Пляцковского, Э. Н. Успенского, З. А. Петровой, Ю. С. Энтина. Для детей с умеренной и глубокой степенью ментальных нарушений можно взять за основу произведения и циклы музыкально-развивающих занятий М. В. Железновой: «Разминка», «Музыка с мамой», «Логоритмика».

В доступной форме ребенок сбросит физическое напряжение, повторит основные действия сюжетно-ролевых игр, выучит названия и расположение частей тела, закрепит понятия: выше — ниже, дальше — ближе и так далее.

САМАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕРАПИЯ — ВМЕСТЕ С РОДНЫМИ

Арт-терапия — это, прежде всего, творчество. «Умеете что-то хорошо делать руками — научите своего ребенка. Детей с умеренной умственной отсталостью можно научить вязать и нанизывать бисер. И пусть, конечно, это не будут произведения искусства, но ребенок научится вязать лицевые и изнаночные петли, свяжет своей любимой кукле шарфик. Вместе с мамой сделает украшение из бусин или даже сделает на проволоке цветок из бисера. С бабушкой у него получится первый неказистый пирожок, но он будет для него самый вкусный», — говорит Ольга Нагайцева. А всё вместе — это неоценимый вклад в копилку умений и навыков ребенка. Вы сами не заметите, как ваш ребенок узнает цвета и формы, их чередование, повторит количественный и порядковый счет, укрепит мелкие мышцы рук и станет спокойнее и усидчивее. Но важно помнить, что во всем надо соблюдать меру. Продолжительность занятий для детей с легкими и умеренными ментальными нарушениями не может превышать 40 минут, а для ребят с тяжелыми нарушениями — не больше 20 минут.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы